Биопсия слизистой рта

Биопсия слизистой полости рта – инвазивная диагностическая или лечебно-диагностическая процедура, при которой отщипывается или иссекается небольшой участок слизистой оболочки для гистологического или цитологического исследования.

Анализ биоптата позволяет выявить злокачественные образования, определить природу их возникновения, клеточный состав. Также используется для диагностики других заболеваний ротовой полости, симптомы которых часто схожи между собой.

Помимо опухолей, с помощью биопсии диагностируются:

• кандидоз ротовой плости;
  • туберкулез слизистой полости рта;
  • простой и ангулярный хейлит;
  • синдром Шегрена (заболевание слюнных желез);
  • бактериальный, афтозный, герпетический, язвенный и другие виды стоматитов.

Показания

Наиболее часто биопсия слизистой рта проводится при опухолевом процессе в ротовой полости, для подтверждения диагноза или его уточнения, выяснения характеристик новообразования. Также показаниями к биопсии являются:

• изменение цвета слизистой оболочки;
  • изменение структуры слизистой – появление на ней уплотнений, участков атрофии, наростов;
  • плотный, неснимающийся налет на слизистой;
  • длительно текущие воспалительные процессы в ротовой полости;
  • плохо поддающиеся лечению эрозии и изъязвления во рту.

Противопоказания

Биопсия не проводится при острых воспалительных процессах в полости рта, тяжелом общем состоянии пациента, тяжелых патологиях свертывающей системы крови. Относительным противопоказанием является аллергия на местные анестетики («Новокаин», «Лидокаин»). Этот вопрос нужно предварительно обсудить с врачом, который подберет подходящий препарат для обезболивания.

Подготовка и проведение биопсии слизистой рта

Специальной предварительной подготовки не требуется. Если пациент принимает препараты, разжижающие кровь, а также нестероидные противовоспалительные средства, их необходимо отменить за 7-10 дней до процедуры, но только под контролем лечащего врача.

Биопсия слизистой полости рта проводится следующими методами:

• эксцизионный;
  • инцизионный;
  • тонкоигольная пункция;
  • соскоб;
  • отпечаток.

При эксцизионном способе пораженный участок слизистой или новообразование иссекаются полностью и отправляются на исследование. Метод используется при небольших образованиях, а также если существует опасность распространения злокачественных клеток на окружающие ткани при частичном иссечении.

Инцизионный способ – иссечение части зоны поражения или опухоли. Тонкоигольная биопсия проводится при флюктуирующих образованиях на слизистой, содержимое которых набирается при помощи шприца с тонкой иглой. Соскоб с пораженного участка выполняется при помощи специальной щеточки. Для получения отпечатка предметное стекло прикладывают к поверхности эрозии, раны.

Как правило, биопсия слизистой оболочки полости рта проводится под местным обезболиванием. Для этого зона биопсии обкалывается раствором анестетика. После забора биоптата на место его взятия при необходимости накладываются 1-2 шва саморассасывающимся материалом.

после процедуры

После проведения биопсии возможны неприятные ощущения в местах введения анестетика и в месте забора биоматериала, небольшой отек. При обширной зоне иссечения и наложении швов возможна незначительная кровоточивость. Симптомы самостоятельно проходят в течение нескольких дней. Для их облегчения можно принять обезболивающий препарат, приложить к наружной стороне щеки пакет со льдом, завернутый в чистую сухую ткань.

Нельзя греть место биопсии, несколько дней не рекомендуется употреблять горячую еду и напитки, твердую пищу.
Необходимо срочно обратиться к врачу при появлении значительного отека, острых болей в ротовой полости, кровотечения, расхождения швов, ухудшении общего состояния, повышении температуры.

Результаты биопсии

Биоптат сразу после взятия отправляется в лабораторию. В зависимости от способа биопсии из него либо готовят материал для гистологического исследования (срезы), либо проводят цитологический анализ.

Результат гистологического анализа описывает состав ткани биоптата, ее характеристики, наличие воспалительных, инфекционных, опухолевых изменений. В нем отражаются характер воспалительного инфильтрата (распространенность, степень выраженности), наличие изменений клеток эпителия, признаков дисплазии (предраковое состояние) и малигнизации (озлокачествления).

Цитологический анализ позволяет определить изменения клеточных параметров – форма, размер, количество ядер, выявить атипичные клетки, характерные для различных новообразований.

Гистологический анализ делается дольше цитологического, так как значительное время тратится на приготовление препаратов. Результат цитологии обычно готовится в течение 1-5 дней, гистологии – 5-7 дней.

Результат анализа не является диагнозом. Делать окончательные выводы о наличии или отсутствии заболевания, опухолевого процесса, а также назначать лечение должен только врач.

В онкологическом центре «СМ-Клиника» в Санкт-Петербурге можно не только сделать биопсию слизистой рта, но и получить консультацию специалиста по результатам анализов и, при необходимости, продолжить лечение в стационаре или на дому. В центре имеется собственная лаборатория с современным оборудованием, поэтому результаты обследования клиенты клиники получают в максимально сжатые сроки. Узнать цены на анализы и другие услуги, записаться на консультацию можно на сайте «СМ-Клиника» или по телефону.

Просмотреть запись в реестре лицензий
С 01.01.2021 г. внесены изменения в Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым наличие лицензии подтверждается не бумажным документом (бумажной лицензией), а записью в реестре лицензий.