Эндоскопическое стентирование

Эндоскопическое стентирование при опухолевом стенозе

Многим пациентам на поздних стадиях онкозаболеваний требуется малоинвазивная процедура — стентирование полостных органов. Сделать ее в Санкт-Петербурге можно в «СМ-Клиника». Мы проводим стентирование эндоскопическим доступом: без разрезов.

Опухолевый стеноз: определение, чем характеризуется

Простыми словами опухолевый стеноз (обструкция) происходит, когда опухолевая ткань сдавливает полостной орган, препятствует продвижению содержимого. Какого содержимого? В зависимости от локализации опухолевого стеноза. Это может быть воздух, желчь, пищевой комок, моча, иногда и другие биологические жидкости.

Какие органы могут быть сдавлены или закупорены опухолью? Это могут быть любые полостные органы, но чаще всего встречается стеноз:

• пищеварительного тракта — обструкции двенадцатиперстной кишки обычно на уровне сообщения с желудком или тощей кишкой, а также пищевода, толстого кишечника или желчных протоков;
  • дыхательной системы — закупорка нижней части гортани, трахеи, крупных бронхов при раке легкого;
  • мочевыделительной системы — чаще всего происходит обструкция мочеточника при раке простаты.

В большинстве случаев стеноз, обструкция, непроходимость считаются осложнениями онкологии, которые представляют реальную угрозу жизни пациента.

Способы лечения стенозов при онкологии

Известно большое количество способов лечения стенозов. Обычно требуется операция или малоинвазивная процедура.

Операция — предпочтительный вариант, который обеспечивает более долговременный результат даже на поздних стадиях рака. Например, можно удалить опухоль, часть органа или весь орган, выполнить шунтирование (обход) или протезирование.

Но цена операции обычно высокая, а пациенты ослаблены и восстановление после операции длительное. Также существуют высокие риски.

Во многих случаях предпочтительный метод решения проблемы — эндоскопическое стентирование: во время процедуры в полостной орган вводят трубку, которая удерживает его просвет открытым.

Часто установку стента в онкологии проводят после разрушения части опухоли тем или иным способом. Это может быть лазер, брахитерапия, фотодинамическая терапия и другие процедуры.

Преимущества эндоскопического стентирования

Как правило, при раке стент требуется пациентам с поздними стадиями онкозаболевания для облегчения состояния. Для таких людей важно, чтобы процедура была безопасной.

Эндоскопическое стентирование при опухолевом стенозе — малотравматичная манипуляция. Ее проводят тонкими длинными инструментами, которые вводят через естественные отверстия. Процедуру выполняют без госпитализации или с пребыванием в стационаре 1–2 дня.

Стоимость операции по стентированию ниже по сравнению с более травматичными хирургическими вмешательствами.

Методика стентирования, виды, характеристики стентов

В онкологии используют сотни разновидностей стентов. Например, для желчных протоков применяют временные пластиковые и постоянные металлические стенты. Они могут быть с ячейками или без них. Бывают саморасправляющиеся стенты, которые увеличиваются в диаметре в несколько раз после введения. Также стенты могут содержать антирефлюксный механизм, чтобы желчь не текла в обратном направлении.

Показания и противопоказания

Показание к процедуре — наличие опухолевого стеноза при технической доступности и осуществимости стентирования.

Все зависит от того, в какой орган устанавливают стент.

Чаще всего подготовка нужна при стентировании пищеварительной системы. Она может заключаться в непродолжительном голодании, приеме препаратов, соблюдении диеты, очищении кишечника слабительными средствами.

Возможные осложнения

Универсальные осложнения для различных вариантов стентирования — перфорация органа, миграция стента, кровотечение, инфекция. У пациентов «СМ-Клиника» осложнения встречаются редко, так как у нас все процедуры выполняют врачи с большим опытом паллиативного лечения рака.

Преимущества процедуры в «СМ-Клиника»

• В нашей клинике используются стенты последних поколений.
  • Врачи проводят малоинвазивные процедуры по частичному разрушению опухоли перед стентированием.
  • Специалисты «СМ-Клиника» используют современное эндоскопическое оборудование, что снижает вероятность осложнений.

Стоимость процедуры зависит от того, какой орган требуется стентировать, насколько выражена опухолевая обструкция, какую модель стента нужно установить.

Источники:

1. Эндоскопическое стентирование как метод паллиативной помощи и лечения хирургических осложнений у онкологических больных / Н.Н. Казакова [и др.] // Современные достижения онкологии в клинической практике. Сборник научных работ к 75-летию онкологической службы Красноярского края - 2020. - С. 159-165.
  2. Восьмилетний опыт эндоскопического гастродуоденального, энтерального и колоректального стентирования опухолевых стенозов / Э.А. Годжелло [и др.] // Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова - 2015. -  №12 - С. 51-55.
  3. Отдаленные результаты эндоскопического стентирования саморасправляющимися эндопротезами / Э.А. Годжелло [и др.] // Вестник хирургической гастроэнтерологии - 2012. - №3 - С. 33-40.
  4. Эндоскопическое стентирование при злокачественных опухолях в области баугиниевой заслонки / А.С. Водолеев [и др.] // ЭиКГ - 2020. - №5 - С. 78-81.
  5. Эндоскопические вмешательства при опухолях трахеи / Е.А. Дробязгин [и др.] // Вестник хирургии - 2017. - №4 - С. 18-21.

Преимущества «СМ-Клиника»

* – обязательные поля