Порт-система для химиотерапии

Порт-системы

Порт-системами (инфузионным портом) называют системы устанавливаемые пациенту, для облегчения введения препаратов, взятия крови, осуществления парентерального питания, повышения эффективности процедуры переливания крови, проведения химиотерапии, удаления скопившейся патологической жидкости.

Зачем нужна порт-система?

С каждым годом количество устанавливаемых порт-систем пациентам только растёт. Особенно часто инфузионные порты ставятся больным, проходящим лечение онкологических заболеваний. Так, в европейских странах имплантацию проходит до 95 % пациентов со злокачественным новообразованиями. Порт-системы — это «золотой стандарт» при лечении рака. В нашей клинике используется немецкая порт-система BBrawn.

Они могут быть установлены на разный срок — от нескольких месяцев до нескольких лет, что делает данную систему незаменимой при необходимости длительного лечения, включающее регулярное взятие крови, переливания, введение лекарственных препаратов.

Имплантация порта позволяет избежать сопутствующих заболеваний, травм, дискомфорта, вызванных внутривенными вмешательствами. Порт-системы ставят больным, у которых впервые обнаружена онкология, когда необходимо несколько курсов химиотерапии (особенно цитостатическими препаратами, т. к. они сильно травмируют вены). Также инфузионный порт имплантируют пациентам, имеющим тонкие периферическими венами на конечностях.

«Европейская онкологическая ассоциация» рекомендует ставить порт-системы всем пациентам, которым планируется несколько курсов химиотерапии. Причём на самом раннем этапе до появления воспалений венозных стенок (флебитов).

Кроме того, благодаря инфузионному порту упрощается процедура забора венозной крови, облегчается парентеральное питание, повышается эффективность переливаний крови и других процедур, при которых необходима установка внутривенного катетера.

Показания к установке порт-системы

Имплантация инфузионного порта показана в следующих случаях:

• при длительной инфузионной терапии;
  • если продолжительность лечения составляет более полугода;
  • при потребности в парентеральном питании;
  • при лабораторном мониторинге.

В ходе лечения онкологического заболевания установка порт-системы показана с самого начала химиотерапевтического и другого вида консервативного лечения вне зависимости от состояния венозной сети пациента.

Противопоказания к установке порт-системы

Основным противопоказанием к имплантации инфузионного порта является состояние пациента, характеризующееся:

• низкими показателями лейкоцитов и тромбоцитов;
  • повышенной температурой тела;
  • иными симптомами тяжелого состояния.

Решение о возможности проведения операции по установке порт-системы решает лечащий врач на основании полученных результатов анализов крови.

Преимущества применения порт-системы

Использование инфузионного порта имеет ряд преимуществ:

• обеспечение мгновенного доступа к вене для срочного введения лекарства;
  • снижение риска появления флебита (воспаления стенки вены);
  • возможность краткосрочного, длительного либо постоянного введения препарата;
  • уменьшение болезненных ощущений от введения препаратов химиотерапии;
  • осуществление безболезненного забора крови, даже если процедуру нужно проводить регулярно;
  • снижение страха перед лечением за счёт отказа от проведения частых и болезненных инъекций;
  • использовать порт-систему можно много лет (согласно наблюдениям, более 10) без переустановки;
  • камера инфузионного порта скрыта под кожей, поэтому не повлияет на качество жизни пациента.

Как проходит установка порт-системы

На первичном приёме врач изучит историю болезни и анамнез, расскажет обо всех особенностях процедуры, ответить на вопросы пациента и даст направление на анализы крови.
По результатам анализов будет назначен день проведения процедуры либо же назначено лечение для нормализации состояния пациента. При наличии актуальных результатов исследований и при отсутствии противопоказаний установка может быть проведена в день первого обращения.

Вмешательство проводится в стерильных условиях в специально оборудованном операционном боксе. Продолжительность имплантации составляет около получаса. В ходе процедуры врач проведёт катетеризацию вены (подключичной, бедренной, яремной), проконтролирует положение катетера с помощью компьютерной томографии и имплантирует порт-систему. Все манипуляции обычно осуществляются под местной анестезией.
Порт-системой можно пользоваться сразу после имплантации.

Медицинский центр «СМ-Клиника» предоставляет возможность комплексного лечения онкологических заболеваний в условиях стационара. Мы проводим как консервативное, так и хирургическое лечение. Установка порт-системы в «СМ-Клиника» — это безопасная и безболезненная процедура, выполняемая квалифицированными специалистами под контролем КТ. Узнать подробности и записаться на приём вы можете по телефону, указанному на сайте.

Популярные вопросы

На сколько ставится инфузионный порт?
Это зависит от продолжительности лечения. За время наблюдений в Европе были случаи эксплуатации порт-системы в течение 10 лет и более. В среднем же она составляет от полугода до 2-3 лет.
Остаётся ли система в рабочем состоянии, если длительный период она не использовалась?
Да, остаётся. Во время перерывов между химиотерапией и другими процедурами инфузионный порт находится в рабочем состоянии.
Как ухаживать за порт-системой?
Каждые 1-1.5 месяца необходимо профилактическое промывание системы, иначе может произойти закупорка.
Как осуществляется введение препаратов через порт-систему?
Перед инъекций кожа пациента обрабатывается антисептиком. Затем, с помощью специального инструмента (иглы Губера), делается прокол мембраны порта, проверяют его функциональность и проходимость катетера. После игла закрепляется. По окончании процедуры (введения препарата химиотерапии или иного) порт-система промывается физраствором с гепарином. Промывание гепарином носит название «гепариновый замок», так как он предотвращает образование тромбов и закупоривания инфузионной системы.
Вызывает ли введение химиотерапии через порт-систему боль и дискомфорт?
Если во время введения химиотерапии пациент испытывает неприятные ощущения, наблюдает покраснение кожи, то это повод сообщить об этом врачу. Правильно установленная и обслуживаемая порт-система делает процедуру абсолютно безболезненной.
Является ли порт-система препятствие для прохождения исследований с помощью МРТ и КТ?
Современные инфузионные порты не являются противопоказанием к МРТ или КТ. Кроме того, через некоторые типы портов возможно введение контрастирующего вещества для компьютерной томографии.
Есть ли ограничения по образу жизни, ношению определённой одежды?
Как правило, инфузионные порты нового поколения не накладывают никаких ограничений: пациент может плавать, принимать душ, носить любую одежду. Но это также зависит от места установки порта, поэтому все нюансы лучше обсудить с лечащим врачом.

Имплантация венозной порт-системы 27 000
Консультация врача-анестезиолога-реаниматолога 2 100