Порт-система для химиотерапии

Иммунограмма при онкологии

Иммунограмма — развернутый общий анализ крови с подробной характеристикой клеток иммунитета. Это позволяет выявить нарушения в его работе.

У большинства пациентов с онкозаболеваниями нарушен иммунитет. Его ухудшает не только сам рак, но и агрессивные методы лечения болезни. Поэтому иммунитет нужно контролировать и при необходимости корректировать, чтобы избежать тяжелых инфекций.

Оценить работу иммунной системы поможет комплексный анализ — иммунограмма.

Какие тесты включает в себя исследование

Исследование включает несколько анализов.

Клинический анализ крови с лейкоцитарной формулой

Этот анализ определяет такие показатели, как гемоглобин, уровень эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов.

Защитную функцию клеточного иммунитета выполняют различные типы лейкоцитов. Повышение их уровня называют лейкоцитозом. Это говорит о воспалении. Лейкопения (снижение общего уровня лейкоцитов) — свидетельство слабого клеточного иммунитета.

При оценке состояния иммунитета учитывают соотношение разных типов лейкоцитов.

Суммарные иммуноглобулины класса A (IgA)

Это антитела, которые отвечают за местный иммунитет. В крови определяют сывороточный IgA. Он отвечает за борьбу с вирусами.

Суммарные иммуноглобулины класса M (IgM)

Это «антитела тревоги», уровень которых сильно повышается при острой инфекции. Через несколько недель от начала заболевания он снижается до первоначальных значений.

С помощью этого показателя можно проверить, являются ли симптомы следствием острого инфекционного воспаления.

Результаты анализа помогут принять врачам решение о начале антибиотикотерапии или применении противовирусных средств.

Суммарные иммуноглобулины класса G (IgG)

Обеспечивают долгосрочную защиту организма, например, после перенесенной болезни или вакцинации. При дефиците IgG сопротивляемость инфекциям сильно снижена. Пациенты могут повторно переболеть даже теми заболеваниями, которые обычно бывают однократно. Повышенный уровень часто говорит о хронических инфекционных очагах в организме.

Состояние клеточного звена иммунитета

Клеточный иммунитет оценивают с помощью нескольких анализов:

• Определение уровня лейкоцитов в единице объема крови и лейкоцитарная формула (содержание различных типов лейкоцитов — эозинофилов, палочкоядерных и сегментоядерных, моноцитов и лимфоцитов — на 100 клеток).
    Основная роль в клеточном иммунитете принадлежит лимфоцитам. Повышение их уровня (лимфоцитоз) может сопровождать острые и хронические вирусные инфекции, аутоиммунные заболевания, злокачественные новообразования, гормональный дисбаланс, стрессы.
  • Фенотипирование лимфоцитов. Определяют их типы, включая Т-хелперы, цитотоксические клетки, В-лимфоциты, NK-клетки. Их классифицируют по наличию антигенов: CD3, CD4, CD8, CD19, CD16, CD56.
    Этот анализ помогает дифференцировать состояние противовирусного и противоопухолевого иммунитета, различные виды лимфом и лейкозов, токсического воздействия лекарств на иммунные клетки, определить степень иммунодефицита, правильно подобрать противоопухолевую и иммунокорригирующую терапию.
  • Способность лимфоцитов к активации. При опухолях обычно снижена, хотя при гемобластозах (раке крови) может быть повышена.

Также определяют фагоцитарную активность лейкоцитов. Часто снижается после химиотерапии и облучения. Анализ отражает способность организма бороться с бактериальной инфекцией.

Циркулирующие иммунные комплексы (ЦИК)

Небольшое повышение ЦИК ни о чем не говорит. Сильное повышение, как правило, — следствие аутоиммунной, инфекционной или онкологической патологии.

Подготовка к исследованию

Важно не есть за восемь часов перед забором крови. В течение одних суток до исследования не стоит заниматься спортом, принимать алкоголь, по возможности стоит оградить себя от психоэмоциональных стрессов. За час до взятия крови нельзя курить.

В некоторых случаях за сутки до сдачи крови на анализ нужно отменить некоторые препараты: делать это можно только после согласования с врачом.

Общая информация об исследовании

По результатам иммунограммы определяют иммунный статус пациента с онкозаболеванием.

Возможные иммунные статусы при раке:

• Избирательный иммунодефицит. Уровень определенных иммуноглобулинов (антител) выше или ниже нормальных значений.
  • Общий вариабельный иммунодефицит. Кроме проблем с иммуноглобулинами, обнаруживается пониженный уровень В-лимфоцитов CD19 и CD20.
  • Тяжелый комбинированный иммунодефицит. Дополнительно не хватает Т-хелперов, которые отвечают за клеточный иммунитет.
  • Гиперреактивность и гипореактивность. Усиленная или ослабленная реакция иммунитета на онкозаболевания или на методы его лечения. Проявляется в повышенной или пониженной выработке цитокинов, которые определяют выживаемость клеток, их дифференцировку, рост.

К каждой иммунограмме прилагают письменное заключение врача-иммунолога.

Что помогает определить метод

Иммунограмма при онкологии помогает оценить состояние иммунитета. Если он сильно снижен, это может повлиять на тактику лечения. Например, врачи используют меньшие дозы препаратов для химиотерапии, проведут последовательное облучение и химиотерапию вместо одномоментной химиолучевой терапии.

По результатам иммунограммы корректируют схему лечения. Например, при сильно угнетенной иммунной системе врачи могут назначить препараты для стимуляции иммунитета. Некоторым пациентам требуется профилактика вирусных, противогрибковых, бактериальных инфекций.

Также в лечении рака все чаще применяют различные методы иммунной терапии. Это ингибиторы контрольных точек (противоопухолевые препараты), но используют и моноклональные антитела (их вырабатывают иммунные клетки), противораковые вакцины, аллогенную трансплантацию стволовых клеток (пациенту пересаживают донорские клетки) и другие процедуры и препараты.

Часто они обеспечивают хороший результат, но в то же время могут вызывать осложнения. Это может быть как угнетение иммунитета, так и аутоиммунные реакции, при которых организм воспринимает ткани как чужеродные.

Иммунограмма помогает выявить склонность к осложнениям перед применением иммунотерапии и своевременно обнаружить проблемы с иммунной системой.

Преимущества обращения в «СМ-Клиника»

Решения относительно тактики лечения не принимают по данным одной только иммунограммы. Нужно учесть и результаты других исследований, общее состояние пациента.

Обычно требуется повторное проведение иммунограммы для оценки иммунологического статуса в динамике. Дополнительно онколог может назначить УЗИ, рентген или КТ грудной клетки, брюшной полости, костей.

Все эти исследования можно пройти в «СМ-Клиника». Чтобы записаться на прием, звоните по телефону или заполняйте заявку на сайте. У консультантов вы сможете уточнить, где сдать иммунограмму, ее стоимость, как скоро будут готовы результаты.

Прием (осмотр, консультация) врача-онколога первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный 2 100
Исслед субпопуляции лимфоцитов, расширенная панель (CD3,CD4,CD8,CD16,CD19,CD38,CD25,CD56, CD95) 5 900