Ирригоскопия-бариевая клизма при онкологии

Ирригоскопия при онкологии

Ирригоскопия-бариевая клизма — метод исследования толстой кишки, для которого используют рентгеновский аппарат. Процедура позволяет осмотреть все отделы толстой кишки, обнаружить патологические изменения стенки. Для того, чтобы стенки кишечника было видно на рентгеновском снимке, в толстую кишку вводят контрастный препарат. Обычно используют сернокислый барий. Пройти ирригоскопию следует при подозрении на заболевания толстой кишки, прежде всего онкологичнские.

Показания при подозрении на рак

Ирригоскопию назначают при наличии симптомов, указывающих на злокачественную опухоль:

• резкая и быстрая потеря веса, если человек не соблюдал для этого диету;
  • хронический запор или диарея неуточненного происхождения;
  • патологические выделения из прямой кишки — кровь, гной, слизь;
  • боли в животе в покое или при дефекации.

Строгое показание к неотложной ирригоскопии — появление указанных симптомов у людей, чьи ближайшие родственники болели раком толстой кишки. Также обследование в обязательном порядке проводят людям, которые перенесли рак кишечника, и у них появились признаки рецидива.

Преимущества метода

Ирригоскопия служит главным диагностическим методом при подозрении на онкологическое заболевание кишечника. Рентгенологическое исследование показывает:

• форму и расположение всех отделов толстой кишки;
  • состояние стенки кишки, диаметр ее просвета;
  • эластичность кишечной стенки, ее способность растягиваться и сокращаться;
  • направление движения по толстой кишке;
  • состояние слизистой оболочки кишечника.

С помощью ирригоскопии можно выявить опухолевые новообразования диаметром от 5 мм. Преимущество рентгенологического исследования в том, что оно не требует наркоза и других видов обезболивания, не травматично, дает достоверную информацию о состоянии стенки кишки.

Противопоказания к проведению

Противопоказаний к проведению ирригоскопии немного:

• индивидуальная непереносимость рентгеноконтрастного вещества;
  • тяжелые заболевания сердца, печени и почек;
  • психическое заболевание у пациента;
  • подозрение на повржедение кишки;
  • беременность, период грудного вскармливания.

Виды ирригоскопии

В зависимости от цели диагностики выделяют два вида ирригоскопии.

• С простым контрастированием. Снимок делают только с контрастным веществом, которое обволакивает слизистую оболочку кишки, дает четкие контуры и позволяет оценить моторную функцию. Простое контрастирование рекомендовано пожилым людям, пациентам в раннем послеоперационном периоде.
  • С двойным контрастированием. Сначала врач делает снимки кишечника, заполненного контрастом. Затем препарат выводят из кишки, заполняют ее воздухом. Врач снова делает снимок. Такое исследование выявляет опухоли, язвы, дивертикулы кишечника.

Подготовка к процедуре

Перед проведением ирригоскопии пациенту назначают подготовку с назначением осмотических слабительных - Мовипреп. Лекарство разводят водой по инструкции, выпивают накануне ирригоскопии.

Цель ее — очищение кишечника от газов и каловых масс, чтобы контрастное вещество полностью покрыло слизистую оболочку. Так повышается информативность исследования.

Также за 2-3 дня следует отменить прием препаратов, которые влияют на кишечную перистальтику. К таким относятся дротаверин, папаверин, тримебутин. Врачу-рентгенологу нужно сообщить о приеме лекарств, отменить которые нельзя — кроверазжижающие, инсулин.

Ирригоскопию делают натощак. Последний прием пищи разрешен накануне процедуры. До исследования должно пройти не менее 10 часов голода. При этом можно пить воду в неограниченном количестве.

Техника проведения ирригоскопии

Пациент проходит в процедурный кабинет, раздевается до пояса снизу. Врач предлагает пациенту лечь на специальный стол, закрепленный под рентгеновским аппаратом. Человек лежит на боку, с согнутыми в коленях ногами, руки под головой. Медсестра заполняет контрастом толстую кишку через анальное отверстие.

После заполнения кишечника контрастным веществом рентгенолог делает снимки в двух проекциях. Затем контраст выводят из кишки клизмой. Второй этап обследования — заполнение кишки воздухом с последующим рентгеновским снимком. Исследование с воздухом делают не всем пациентам, а только при наличии показаний.

Процедура занимает 15-45 минут, время зависит от выбранной методики, предполагаемого заболевания. После ирригоскопии пациенту рекомендуют посидеть полчаса спокойно, прислушиваясь к самочувствию. За это время рентгенолог описывает снимки. Если человек чувствует себя хорошо, врач отдает ему заключение и отпускает домой.

Возможные осложнения

Ирригоскопия — неинвазивное и безопасное обследование. Количество рентгеновского излучения, которое человек получает во время процедуры, безвредно. Вероятность осложнений практически равна нулю:

• аллергическая реакция на рентгеноконтрастный препарат;
  • повреждение кишечной стенки при введении контраста или воздуха.

Ирригоскопия при раке толстой кишки дает следующую информацию:

• расположение опухоли;
  • размер, форма, характер роста новообразования;
  • протяженность поражения кишечника;
  • степень перекрытия просвета кишки;
  • степень нарушения двигательной функции кишечника.

Эта информация нужна врачу для уточнения диагноза, составления плана дополнительного обследования и лечения.

Где пройти ирригоскопию

Сделать ирригоскопию платно вы можете в диагностическом отделении онкологического центра «СМ-Клиника» в Санкт-Петербурге. Отделение оснащено современными цифровыми рентгеновскими аппаратами, которые дают качественные снимки с высоким разрешением. Врачи нашего отделения обладают опытом работы 10 лет и более, делают подробное описание снимков с малейшими патологическими изменениями кишечника. Получив результат ирригоскопии, вы можете сразу обратиться на консультацию к проктологу и онкологу. Записывайтесь на обследование на сайте или по телефону у администратора клиники. Стоимость обследования указана в прайс-листе на сайте, также уточняйте цены по телефону.

5.00 из 5. Голосов: 1
Спасибо за вашу оценку.
Информация проверена экспертом
Михайлов Алексей Геннадьевич