Порт-система для химиотерапии

Переливание крови (гемотрансфузия) при онкологии

Гемотрансфузия — переливание крови или ее компонентов. В основном переливают плазму, белки или клетки крови.

У большинства пациентов последствием как онкозаболевания, так и его лечения становится снижение количества клеток в крови. При уменьшении эритроцитов (красных кровяных клеток) развивается анемия. При снижении уровня тромбоцитов и коагулопатиях возникает нарушение свертываемости крови. При падении уровня лейкоцитов развиваются иммунодефициты.

Эти проблемы можно решить с помощью гемотрансфузии — переливания крови или ее компонентов. В основном переливают плазму, белки или клетки крови.

Ежегодно в мире делают около 118,5 млн заборов донорской крови. 40% приходится на страны с высоким уровнем дохода, где переливание чаще всего проводят пациентам старше 60 лет: на них приходится до 76% всех процедур   Источник:
Безопасность крови и ее наличие. Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/blood-safety-and-availability
.

Показания к гемотрансфузии

Переливание крови проводят в таких случаях:

• острая кровопотеря более 20% от объема циркулирующей крови;
  • травматичные операции, особенно с использованием аппарата искусственного кровообращения;
  • заболевания крови, при которых нарушается выработка клеток крови;
  • уровень гемоглобина менее 80 г/л;
  • патологическая структура клеток крови, что не позволяет им полноценно выполнять свою функцию;
  • нарушение процесса образования клеток крови под влиянием цитостатиков (противоопухолевых препаратов) или из-за онкозаболевания, например, лейкоза (рака крови);
  • низкий уровень общего белка или альбумина (основного белка плазмы крови).

Переливание часто требуется онкобольным, так как многие из них переносят травматичные операции со значительной кровопотерей. Кроме того, при раке используют токсичные методы лечения, которые угнетают функцию костного мозга, из-за чего снижается выработка клеток крови.

Также гемотрансфузия при онкологии необходима при значительной потере белка: причиной может быть как травматичная операция, так и патологии внутренних органов. Например, белок может покидать организм с мочой в случае повреждения почек, из-за нарушения его образования в печени или всасывания в пищеварительном тракте.

Виды гемотрансфузии

При гемотрансфузии переливают кровь или ее компоненты. Переливание цельной крови делают очень редко.

Кровь доноров делят на компоненты:

• Эритроцитарную массу. Содержит большое количество эритроцитов. Нужна при низком гемоглобине.
  • Плазму. Это жидкая часть крови без форменных клеток (без лейкоцитов, тромбоцитов, эритроцитов). Требуется при недостатке факторов свертывания крови.
  • Тромбоцитарную массу. Применяют при низком количестве тромбоцитов, когда есть высокий риск спонтанных кровотечений.
  • Криопреципитат — раствор факторов свертывания крови. Потребуется при гемофилии, ДВС-синдроме (процессе тромбообразования и кровоизлияний), массивной кровопотере.
  • Лейкоцитарную массу. Это иммунные клетки, которые переливают очень редко. Используют при уровне гранулоцитов (разновидность лейкоцитов) менее 0,75 × 109/л.

Если переливается цельная кровь, трансфузия может быть прямой или непрямой. В первом случае переливают только что полученную, во втором — заранее заготовленную кровь. В современной медицине практически всегда применяют второй вариант.

Как проходит процедура

Процедура проходит под постоянным контролем врача. Процесс переливания напоминает постановку капельницы. Компоненты крови вводят через локтевую или подключичную вену. Как правило, на момент проведения трансфузии уже установлен катетер в периферической или центральной вене, так как через него пациенты с онкологическими заболеваниями получают химиотерапию. В зависимости от скорости введения препарата и его количества процедура может продолжаться от 30 минут до четырех часов. Максимальный объем трансфузии — 800 мл плазмы или компонентов крови.

Перед гемотрансфузией обязательно определяют группу крови по системе АВО и резус-фактор. Эти параметры должны совпадать у донора и реципиента. В особых случаях требуются дополнительные анализы на совместимость, чтобы избежать иммунных осложнений.

Переливание крови проводят в строгих асептических условиях. Перед процедурой врач убеждается в герметичности упаковки препарата крови, соответствии групп пациента и препаратов, срока хранения. Также проводят визуальный контроль: плазма должна быть прозрачной, соломенно-желтой, эритроцитарная масса — темно-красной. Примесь розового цвета в плазме свидетельствует о разрушении эритроцитов (гемолизе) и непригодности к переливанию. В препаратах крови не должно быть сгустков, хлопьев, пленок и признаков загрязнения.

Вся кровь и ее компоненты безопасны в отношении передачи инфекций, так как доноров проверяют на сифилис, ВИЧ, вирусные гепатиты В и С.

Преимущества «СМ-Клиника»

Переливание крови и ее компонентов выполняем амбулаторно или в условиях стационара.

Во время гемотрансфузии специалисты следят за жизненно важными функциями организма (артериальным давлением, частотой сердечных сокращений, насыщением крови кислородом) с помощью современного оборудования.

Врачи «СМ-Клиника»:

• тщательно придерживаются правил асептики и антисептики;
  • контролируют качество препарата перед введением;
  • при необходимости проводят дополнительную диагностику для оценки иммунной совместимости;
  • выполняют биологическую пробу, чтобы убедиться в безопасности предстоящей процедуры: вводят 15 мл препарата и оценивают реакцию организма пациента;
  • оказывают помощь и назначают симптоматическую терапию в случае пирогенных и аллергических гемотрансфузионных реакций (повышения температуры тела, озноба, головной боли, слабости, зуда кожи, отека отдельных частей тела).

Гемотрансфузии проводят опытные врачи в основном через центральную вену. После процедуры на несколько часов пациент остается в клинике под постоянным наблюдением специалистов.

Записаться на прием онколога в «СМ‑Клиника» вы можете круглосуточно, позвонив по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 435 55 55 или заполнив форму обратной связи

В нашем центре 1 врач проводит консультации

Прием (осмотр, консультация) врача-онколога первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный 2 100
Прием (осмотр, консультация) врача-трансфузиолога первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный 2 700