Мастэктомия

Мастэктомия — это хирургическая операция, применяемая при борьбе с раком груди. Она заключается в удалении обеих или одной молочной железы или её части. Существует множество методик проведения мастэктомии (Метод Пейти, Метод Холстеда, Метод Маддена). Нередко мастэктомия включает удаление не только непосредственно молочной железы, но и окружающих мышц, а также лимфоузлов. Выбор конкретной методики зависит от возраста пациентки, её состояния здоровья, типа и стадии развития рака.

Показания и противопоказания

Мастэктомия показана при различных видах рака груди. Также операция может быть проведена и при других патологиях, например, при гангрене молочной железы.

Существует ряд медицинских противопоказаний к проведению мастэктомии:

• тяжёлые заболевания внутренних органов;
  • сильный отёк кожи груди;
  • многочисленные метастазы в лимфоузлах.

В момент проведения операции пациентка должна быть максимально стабильна, для этого может быть назначена специальная терапия.

Подготовка и ход операции

Перед вмешательством пациентке предстоит пройти полное обследование организма для того, чтобы исключить возможные противопоказания. На основании картины болезни врач подберёт наиболее щадящую методику мастэктомии.

Операция проводится под общим наркозом, поэтому результаты обследования также изучит анестезиолог нашей клиники. Вид и дозировка анестезии подбирается с учётом индивидуальных особенностей организма пациентки.

В ходе процедуры хирург сделает разрез кожи и иссечёт поражённые ткани в соответствии с выбранной методикой.

В завершении мастэктомии устанавливаются дренажи, а раны ушиваются.

Виды мастэктомии

Частичная

Хирургическая операция по удалению только части молочной железы – тканей, в которых есть опухоль. Проводится женщинам с 1 стадией рака, в некоторых случаях – со 2.

Один из методов – лампэктомия. При таком вмешательстве уделяется злокачественное новообразование и небольшое количество здоровых местных тканей. Другой вид частичной мастэктомии – удаление опухоли и большего участка здоровых окружающих тканей.

Радикальная мастэктомия

Представляет собой полное удаление груди: кожи, мышц под молочной железой, лимфоузлов, клетчатки – подлопаточной, подмышечной (три уровня) и подключичной. Эта операция очень масштабная, но не более эффективная, чем другие виды. Поэтому хирурги нашей клиники, расположенной в СПб, всегда отдают предпочтение более щадящим видам мастэктомии. К ним относятся модифицированные радикальные вмешательства:

• По Маден. Не удаляются: подмышечная клетчатка третьего уровня, малая и большая грудные мышцы.
  • По Пэти-Дайсону. Не иссекается большая грудная мышца.
  • Удаление только молочной железы (ампутация). Не удаляются мышцы и регионарные лимфоузлы.

Часто сразу после модифицированной радикальной мастэктомии выполняется реконструкция (одномоментно).

Подкожная (subcutaneous) мастэктомия

Это вариант лечения путем удаления молочной железы, но с сохранением кожи с сосково-ареолярным комплексом. Благодаря этому, возможно проведение одномоментного или отсроченного восстановления груди без растяжения кожи и реконструкции соска и ареолы. Однако к такой операции не всегда есть показания.

Реабилитация после мастэктомии

Гимнастика – обязательная часть реабилитации. Ее начинают делать еще в стационаре, часто «через боль». Физические упражнения исключат сутулость и искривление позвоночника, восстановят подвижность рук, расслабят плечевые и шейные мышцы, снизят болевой синдром. С их помощью пациентки заново «учатся» выполнять повседневные действия: причесываться, поднимать руку и др. Если нет осложнений, ЛФК начинают уже через 7 дней после операции. Комплекс упражнений подбирается индивидуально. Также эффективны занятия на тренажерах и в бассейне. Может быть назначена физиотерапия, хотя вопрос о ее применении для онкобольных спорный. К методикам физиолечения относятся электрофорез, фотодинамическая терапия и др.

Реконструкция груди после операции

Реконструкция может проводиться одномоментно или отсрочено. В первом случае велика нагрузка на организм, а возможности хирурга ограничены. Поэтому предпочтение чаще отдается отсроченным видам пластики.

Методики

Имплант после мастэктомии нельзя установить сразу из-за дефицита тканей в зоне молочной железы. Его восполняют с использованием:

• собственных тканей пациентки;
  • экспандера;
  • собственных тканей и экспандера.

Экспандер – располагаемый подкожно расширитель, который на протяжении 2-6 месяцев постепенно наполняют физраствором для растяжения тканей с целью последующей имплантации силиконового эндопротеза.

Собственные ткани пациентки могут изыматься из различных зон:

• получение лоскута из зоны под грудью;
  • TRAM (лоскут, состоящий из кожи и подкожно-жировой клетчатки, иссекаемый из зоны живота);
  • ТДЛ (лоскут со спины).

Силиконовый имплантат устанавливают в растянутый кожный карман, грудь моделируют собственными тканями. После заживления реконструируют сосково-ареолярный комплекс. Иногда для достижения максимальной естественности корректируют и здоровую грудь.

Мастэктомия с одновременной реконструкцией

Молочная железа может быть восстановлена сразу после удаления, в рамках одной операции. Это возможно, если опухоль не агрессивная, минимален риск рецидива заболевания. Хирург может установить силиконовый имплантат или экспандер для растяжения кожи и последующего эндопротезирования. Также для моделирования могут использоваться собственные ткани пациентки (кожный лоскут с подкожно-жировой клетчаткой). Либо применяется сочетание этих методик. В «СМ-Клиника» работают одни из лучших хирургов в Санкт-Петербурге, и каждой пациентке обеспечивается индивидуальный подход при проведении мастэктомии. Врач выбирает наиболее щадящую и эффективную методику одномоментной пластики.

Восстановление

После операции пациентку переводят в стационарное отделение. Продолжительность пребывания в клинике зависит от типа проведённой операции и общего состояния здоровья больного. Обычно она составляет не более недели.

В период реабилитации пациентке необходимо носить специальное компрессионное бельё, ухаживать за дренажной системой, регулярно приходить на профилактические осмотры к лечащему врачу.

Многих женщин пугает сама возможность проведения мастэктомии. Однако следует отметить, что при раке груди — это единственная возможность справиться с тяжёлой болезнью. Если вам показана мастэктомия, рекомендуем не откладывать операцию. Чем раньше будет проведена хирургическая процедура, тем выше шансы на излечение. Запись на приём к хирургу-онкологу медицинского центра «СМ-Клиника» осуществляется по телефону или через специальную форму на сайте.

Наши специалисты > Показать всех

Записаться на прием онколога в «СМ-Клиника» вы можете круглосуточно, позвонив по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 435 55 55 или заполнив форму обратной связи

В нашем центре 12 врачей проводят консультации
Что мы лечим?
Что мы лечим? При подозрении на опухолевое заболевание или при наличии подтверждающих диагноз исследований вы можете обратиться к профильному онкологу нашего центра. Врачи специализируются на онкозаболеваниях мужской и женской репродуктивных систем, мочевыделительной и пищеварительной систем, болезнях крови и кожных покровов.
Прием врача-онколога лечебно-диагностический, первичный, амбулаторный 1600
Консультация с назначением схемы лечения (на срок до 1 месяца) 1800