Плоскоклеточный рак языка

Рак языка — злокачественная опухоль, происходящая из эпителия слизистой оболочки, покрывающей спинку и боковые поверхности языка. Плоскоклеточная форма рака — наиболее частый вариант поражения языка. В общей структуре онкопатологии злокачественные опухоли языка встречаются нечасто, примерно в 2-3% случаев. Если же рассматривать онкологические заболевания полости рта, то опухоли языка наблюдают примерно у половины пациентов.

Заболеваемость рака языка начинается с 40-летнего возраста, наибольшее число случаев регистрируют среди людей 60-70 лет. Мужчины болеют в 4-5 раз чаще, чем женщины. Заболевание распространено по всему миру, однако подавляющее число случаев регистрируют в странах Азии. Местные жители злоупотребляют курением самодельных сигарет и жеванием тонизирующих смесей, которые содержат множество канцерогенов.

Рак языка относится к агрессивным видам онкопатологии, он быстро растет и рано дает метастазы в головной мозг, сердце и легкие. Данные медицинской статистики показывают, что пациенты обращаются к врачу уже на стадии появления отдаленных метастазов, что усложняет лечение и ухудшает прогноз.

Локализация опухоли

Плоскоклеточный рак языка в 52% случаев расположен на его спинке или кончике. Боковые и нижняя поверхности поражаются в 20-27% случаев. Неопределенные формы с большим распространением диагностируют примерно в 30% случаев. Локализацию опухоли на корне языка относят уже к ротоглотке.

Клиническая картина рака языка

01_definition Картину развития рака языка можно разделить на три стадии, в зависимости от выраженности симптомов.

• Для начальной стадии характерно малосимптомное или бессимптомное течение. На поверхности языка увеличиваются и становятся более четкими сосочки, борозды на слизистой становятся более глубокими. Иногда место формирования опухоли покрыто белесоватыми пятнами, которые пациенты чаще всего принимают за обычный налет. Боль для начальной стадии болезни не характерна, пациентов беспокоят жжение, повышенная чувствительность языка к горячему и холодному.
  • Развернутая клиническая стадия характеризуется явными объективными и субъективными симптомами. Опухоль достигает такого размера, что хорошо заметна как самим пациентам, так и окружающим. Появляется ярко выраженный болевой синдром: боль в самом языке с иррадиацией в его корень, нелокализованные боли в полости рта, висках и ушах. Пациентов беспокоит избыточное слюноотделение, кровоточивость языка.
  • Для запущенной стадии заболевания характерен быстрый скачок роста опухоли, распространение метастазов. Пациентов беспокоит сильная боль и онемение языка, частые кровотечения изо рта, боли при глотании. Нарушается четкость речи, увеличиваются подчелюстные и околоушные лимфоузлы. Страдает общее самочувствие — сильная слабость, потеря аппетита, стойкое повышение температуры тела, похудание.

Обращаться к врачу следует при появлении дискомфорта в языке, изменении его внешнего вида. Особенное внимание на такие симптомы нужно обратить, если они появляются без видимой причины, не исчезают самостоятельно или на фоне местного лечения.

Рекомендуем не откладывать визит к врачу.
Свяжитесь с нами!
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.

Другие варианты рака языка

02_statistic Плоскоклеточный вариант рака языка наблюдается у 95-97% больных. В остальных случаях диагностируют другие гистологические типы опухоли:

• аденокарцинома — образована железистым эпителием;
  • базальноклеточная лимфоэпителиома — образована клетками базального слоя эпителия.

Карциномы классифицируют по степени злокачественности:

• G1 — высокодифференцированная, наименее злокачественная;
  • G2 — умереннодифференцированный рак, средняя злокачественность;
  • G3 — низкодифференцированная, высокая злокачественность;
  • G4 — недифференцированная, самый агрессивный вариант рака.

Диагностика

06_diagnostic Заподозрить рак языка могут любые специалисты, которые так или иначе осматривают полость рта пациента — терапевты, стоматологи, оториноларингологи, гастроэнтерологи. При обнаружении подозрительного новообразования врач собирает подробный анамнез, выясняет наличие вредных привычек, особенности питания, наличие онкопатологии у ближайших родственников.

Лабораторная диагностика неинформативна в отношении рака языка, показывает лишь общее состояние здоровья, наличие сопутствующих заболеваний и осложнений. Пациенту назначают стандартные анализы крови и мочи, бактериологический посев мазка из зева.

Инструментальные методы обследования позволяют определить распространенность опухоли, наличие ближайших и отдаленных метастазов:

• УЗИ мягких тканей полости рта;
  • рентгенография, КТ черепа;
  • УЗИ внутренних органов и лимфоузлов;
  • МРТ всего тела;
  • сцинтиграфия костей.

Тип опухоли определяют по данным гистологического исследования, для которого делают мазок-отпечаток с поверхности языка или берут биопсию.

Если у вас на руках есть свежие анализы и результаты диагностики из другого медицинского учреждения - приходите в "СМ‑Клиника" и получите мнение нескольких врачей. Заполните форму обратной связи, мы свяжемся с вами и проконсультируем по услуге.

Методы лечения рака языка

При лечении плоскоклеточного рака применяют комбинированную тактику. Схема лечения зависит от стадии заболевания, размера опухоли, наличия метастазов и общего состояния пациента.

• Хирургическое удаление новообразования — радикальный и самый эффективный метод лечения. Операцию делают двумя способами — частичное или полное удаление языка. При распространении опухоли на кости и мягкие ткани лица их удаляют с последующими реконструктивными операциями. При обнаружении метастазов в лимфатические узлы делают лимфаденэктомию.
  • На ранней стадии болезни удалить опухоль можно малотравматичными методами — радиочастотная и лазерная абляция. Эти методики позволяют максимально сохранить ткань языка, ускорить послеоперационное восстановление.
  • Лучевую терапию назначают до операции для уменьшения размеров опухоли, а после резекции — для уничтожения оставшихся раковых клеток и снижения риска рецидива. Облучение делают дистанционно или методом брахитерапии — с помощью радиоактивной капсулы, размещенной в мягких тканях полости рта.
  • Химиотерапию проводят как дополнение к операции и облучению. Также она показана неоперабельным пациентам в качестве паллиативного метода лечения.

Эффективность лечения зависит от стадии заболевания. Комбинированная терапия до появления метастазов обеспечивает пятилетнюю выживаемость 95% пациентов. В случае начала лечения на стадии метастазов пятилетняя выживаемость наблюдается в 35-60% случаев.

Информация проверена экспертом
Михайлов Алексей Геннадьевич
Михайлов Алексей Геннадьевич оперирующий онколог, врач высшей квалификационной категории, к.м.н. стаж: 23 года
Дата создания материала: 11-04-2024
Дата обновления: 11-04-2024
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Записаться на прием онколога в «СМ‑Клиника» вы можете круглосуточно, позвонив по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 435 55 55 или заполнив форму обратной связи

В нашем центре 2 врача проводят консультации
Оцените качество страницы
Мы стараемся сделать сайт удобным для каждого