Операция при раке мочеточника

Операция при раке мочеточника — это хирургическое вмешательство, которое проводят для лечения злокачественных опухолей мочеточников. В ходе операции врач удаляет само новообразование вместе с частью органа или целым мочеточником, либо создает новые пути для оттока мочи, если рак признан неоперабельным.

Показания

Хирургическое лечение рака мочеточников — наиболее эффективный метод на ранней стадии болезни, но применяют его даже при запущенной форме онкопатологии. Показания к проведению операции определяют с учетом стадии рака:

• ранняя стадия (1-2) подразумевает радикальное удаление опухоли, чаще всего это органосохраняющие методики;
  • в ряде случаев, если новообразование распространилось на большую часть мочеточника, требуется полное удаление органа;
  • при разрастании опухоли за пределы мочеточника (3-4 стадия) рекомендовано полное его удаление, а также иссечение окружающей жировой клетчатки, прилежащих почки и мочевого пузыря (целиком или частично);
  • при неоперабельных опухолях онколог может назначить реконструктивное вмешательство, которое направлено на создание нового пути оттока мочи из почки в мочевой пузырь, формирование уретеростомы или нефростомы, резекцию новообразования.

Для определения показаний к хирургическому лечению и методикам его проведения онколог назначает компьютерную и магнитно-резонансную томографию, чтобы оценить размер и расположение злокачественного новообразования.

Противопоказания

Хирургическое вмешательство временно откладывают при наличии у человека следующих заболеваний и состояний:

• нарушение функции печени, почек и сердца;
  • тяжелая анемия;
  • нарушение свертываемости крови;
  • острое инфекционное заболевание или обострение соматической патологии тяжелой степени;
  • лихорадочное состояние неуточненного происхождения.

В таких ситуациях операцию проводят после стабилизации состояния пациента. Абсолютные противопоказания к хирургическому лечению в онкологии встречаются крайне редко, так как от возможности сделать операцию в большинстве случаев зависит жизнь человека.

Подготовка к операции

При планировании хирургического лечения онколог оценивает степень операбельности опухоли, риски для жизни и здоровья пациента, ожидаемый прогноз. Для этого врач назначает человеку комплексное обследование:

• общеклинические анализы крови и мочи;
  • биохимический анализ крови;
  • определение свертываемости крови;
  • анализы на ВИЧ, вирусные гепатиты В и С, сифилис;
  • гистологическое исследование опухоли;
  • ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря;
  • компьютерная и магнитно-резонансная томография малого таза и брюшной полости;
  • электрокардиография;
  • флюорография.

По результатам обследования пациент получает заключение терапевта и узких специалистов, а затем проходит консультацию у онколога. Врач оценивает возможность проведения операции и назначает дату. В качестве подготовки к хирургическому вмешательству доктор дает следующие рекомендации:

• отказ от курения и употребления алкоголя;
  • по возможности отмена кроверазжижающих препаратов;
  • полноценное питание;
  • коррекция имеющихся отклонений со стороны печени и кроветворения.

Ход операции

Хирургическое вмешательство при раке мочеточника проводят с использованием спинальной или общей анестезии. Тактика операции зависит от стадии заболевания, размера и распространенности злокачественной опухоли. На ранней стадии удалить новообразование можно малоинвазивным способом — трансуретральная резекция. Операция включает следующие этапы:

• введение эндоскопа через уретру и мочевой пузырь в мочеточник;
  • выделение опухоли с перевязкой подходящих к ней кровеносных сосудов;
  • иссечение новообразования и извлечение его тем же путем, через уретру.

Начиная со второй стадии онкопатологии операцию можно сделать только лапароскопическим или открытым методами. Лапароскопическое вмешательство хирург проводит по следующему алгоритму:

• наносит три разреза на передней брюшной стенке;
  • вводит эндоскопические инструменты;
  • заполняет брюшную полость специальным газом;
  • иссекает часть мочеточника с опухолью;
  • перевязывает или прижигает сосуды;
  • создает мочеточниковый анастомоз или устанавливает стент;
  • ушивает раны.

Открытую операцию делают обычно на поздней стадии болезни, когда опухоль уже распространилась на другие органы. Процедура подразумевает удаление всего мочеточника, почки, части мочевого пузыря, влагалища у женщин и семенных пузырьков у мужчин.

Восстановительный период

Первые 3-5 дней после операции пациент проводит в палате стационара под медицинским наблюдением. Онколог оценивает состояние швов, назначает контрольные анализы и обследования. При условии хорошего заживления и нормального самочувствия человека выписывают домой. Дальнейшее восстановление занимает около трех недель, в это время нужно соблюдать следующие рекомендации:

• обрабатывать швы антисептиками;
  • ежедневно менять повязки;
  • ограничить физическую нагрузку;
  • отказаться от курения и употребления алкоголя;
  • избегать посещения бани, горячей ванны;
  • соблюдать питьевой режим.

Швы заживают к десятому дню, в это время нужно обратиться к онкологу для контрольного осмотра.

Возможные осложнения

Операция по удалению опухоли мочеточника технически несложная, поэтому осложнения возникают достаточно редко. Среди возможных неблагоприятных последствий:

• сильное кровотечение, в том числе внутриполостное;
  • тромбоз вен нижних конечностей;
  • подтекание мочи в брюшную и тазовую полости;
  • длительный болевой синдром;
  • инфицирование раны.

Снизить риск осложнений позволяют строгое соблюдение хирургической техники и врачебных рекомендаций в периоде восстановления.

Хирургическое лечение рака мочеточника в «СМ-Клиника»

В отделении онкологии медицинского центра «СМ-Клиника» в Санкт-Петербурге доступны все виды хирургических вмешательств по поводу рака мочеточника на любой стадии. Хирурги выполняют малоинвазивные эндоскопические, открытые и паллиативные операции. Применение современных методик и высокотехнологичного оборудования позволяет избежать осложнений и значительно сократить срок реабилитации. Послеоперационное восстановление проходит в комфортной палате с постоянным медицинским наблюдением.

Записаться на прием онколога в «СМ‑Клиника» вы можете круглосуточно, позвонив по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 435 55 55 или заполнив форму обратной связи

В нашем центре 9 врачей проводят консультации

Что мы лечим?

Что мы лечим? При подозрении на опухолевое заболевание или при наличии подтверждающих диагноз исследований вы можете обратиться к профильному онкологу нашего центра. Врачи специализируются на онкозаболеваниях мужской и женской репродуктивных систем, мочевыделительной и пищеварительной систем, болезнях крови и кожных покровов.

* – обязательные поля