Восстановление груди после мастэктомии

Реконструкция груди — это хирургическое вмешательство, которое делают одновременно с мастэктомией или через некоторое время после нее, чтобы сохранить (восстановить) эстетику груди и обеспечить женщине психологический комфорт. Операция подразумевает установку различных имплантов на место удаленной молочной железы.

Показания

Показанием к проведению пластики груди после мастэктомии служит желание женщины восстановить внешний вид молочных желез, обеспечить их симметричность. Прежде всего это необходимо для сохранения психологического комфорта, достаточной самооценки, взаимоотношений с противоположным полом.

Противопоказания

Как и любое хирургическое вмешательство, реконструктивная операция может быть противопоказана при наличии у пациентки следующих заболеваний и состояний:

• выраженное нарушение свертываемости крови;
  • тяжелое общее состояние, вызванное соматическими патологиями;
  • нарушение функции сердца и печени;
  • непереносимость препаратов для анестезии.

Однако такие же противопоказания действуют и для мастэктомии, поэтому, если пациентке уже была проведена операция по поводу рака, то ей можно сделать и пластику груди.

Абсолютными противопоказаниями к маммопластике служат:

• рак стадии IIIb и выше;
  • рецидив РМЖ;
  • метастазирование опухоли или наличие рака другой локализации;
  • необходимость в дальнейшем проведении комплексного лечения.

Суть оперативного лечения

Восстановление и пластика груди после операции по поводу рака заключается в установке силиконовых имплантатов, либо в формировании молочной железы из собственной жировой ткани пациентки. В результате женщина получает симметричную грудь, которая на ощупь практически не отличается от естественной. Эффективность операции зависит от стадии РМЖ, выбранной методики мастэктомии, опухолевого поражения окружающих тканей.

Виды реконструкции груди

Восстановление молочной железы после мастэктомии проводят двумя способами:

• С использованием имплантатов. В этом случае вместо удаленной молочной железы врач устанавливает силиконовый имплант, соответствующий размеру второй железы. Устанавливать его можно под кожу или грудную мышцу, это зависит от объема удаленных тканей и размера груди женщины. Такую методику рекомендовано проводить не сразу, так как в большинстве случаев после хирургического лечения женщина получает дальнейшую лучевую терапию, которая может негативно повлиять на имплант. Маммопластика с помощью имплантов подходит для женщин с большой грудью, значительным объемом удаленных тканей.
  • С использованием аутологичных тканей. При небольшом размере молочной железы хирург может восстановить ее с помощью собственных тканей пациентки. В одном случае грудь формируют из кожного лоскута, сразу после мастэктомии. Методика подходит для женщин с небольшим размером груди, после удаления опухоли на ранней стадии. Второй вариант аутологичной маммопластики — использование жировой ткани (липофилинг). Хирург берет нужное количество жира (50-100 мл) со спины, бедер, ягодиц пациентки, обрабатывает его и с помощью шприца формирует под кожей молочную железу. Методику применяют как одномоментно после мастэктомии, так и спустя время.

Подготовка к операции

Подготовка к операции по восстановлению груди может быть объединена с планированием мастэктомии, либо назначена после основного вмешательства и восстановления пациентки. Врач назначает женщине стандартное обследование:

• общеклинические анализы крови и мочи;
  • биохимический анализ крови;
  • определение свертываемости крови;
  • анализы на ВИЧ, вирусные гепатиты С и В, сифилис;
  • электрокардиография;
  • флюорография;
  • УЗИ молочных желез.

Дополнительно женщина должна получить консультацию терапевта, маммолога, гинеколога и онколога. Пациентке необходимо сообщить оперирующему хирургу и анестезиологу о непереносимости лекарственных препаратов. В комплекс подготовительных мероприятий также входят отказ от алкоголя и курения, отмена кроверазжижающих препаратов (по возможности).

Как проводится протезирование

Одномоментная реконструкция груди после мастэктомии при раке молочной железы проводится обычно в случае лечения на ранней стадии. После того, как хирург удаляет опухоль и окружающие ткани, он устанавливает имплантат, либо формирует грудь из жировой ткани или кожного лоскута. При этом врач может сохранить ареолу и сосок, так как разрезы проходят под молочной железой или в области подмышечной впадины.

Преимущество такой методики — меньшая лекарственная и травматическая нагрузка на организм женщины, получение удовлетворительной эстетики сразу после операции. Однако при больших опухолях и необходимости адъювантной терапии одномоментную реконструкцию не рекомендуют.

Отсроченную маммопластику делают через несколько месяцев или лет после завершения лечения РМЖ. Женщина приходит на консультацию к пластическому хирургу, согласует с ним способ восстановления молочных желез, проходит необходимое обследование. Реконструкция включает следующие этапы:

1. Формирование надреза под молочной железой или сбоку от нее.
  2. Установка имплантата или формирование груди с помощью жировой ткани.
  3. Создание соска с помощью кожного лоскута или части соска здоровой молочной железы.
  4. Формирование ареолы с помощью кожи с внутренней поверхности бедра или методом татуирования.

Реабилитационный период

Раннее послеоперационное восстановление проходит в условиях палаты стационара под медицинским наблюдением. Хирург ежедневно осматривает пациентку, оценивает качество заживления швов. На третий день врач назначает контрольные анализы, при их удовлетворительных результатах выписывает женщину домой.

Дальнейшая реабилитация проходит амбулаторно:

• обработка швов, перевязки каждый день до их снятия (7-10 дней);
  • ограничение физической нагрузки;
  • отказ от алкоголя и курения;
  • прием препаратов, назначенных хирургом;
  • отказ от посещения бани, тренажерного зала, сауны, общественного бассейна;
  • предупреждение травм груди.

К привычному образу жизни женщина может возвращаться через месяц после операции.

Возможные осложнения

Осложнения после реконструктивных операций связаны с неправильно выбранной методикой, несоблюдением правил реабилитации, индивидуальными особенностями организма женщины, дальнейшим проведением лечения РМЖ. Возможны ранние и поздние последствия пластики груди:

• инфицирование операционной раны, гнойное воспаление;
  • кровотечение;
  • отторжение имплантата;
  • смещение восстановленной молочной железы;
  • избыточная атрофия пересаженной жировой ткани.

Хирурги медицинского центра «СМ-Клиника» в Санкт-Петербурге проводят все виды реконструктивных операций после мастэктомии. Все доктора имеют высокую квалификацию и многолетний практический опыт, используют современные хирургические методики. Операционные оснащены высокотехнологичным оборудованием, врачи используют качественные импланты. Все это позволяет сделать пластику груди максимально комфортно для женщины и с отличным естественным результатом.

Популярные вопросы

Как влияет операция по реконструкции груди после мастэктомии на рецидив рака?

Маммопластика сама по себе не увеличивает риск рецидивирования РМЖ, это подтверждено многочисленными исследованиями и наблюдениями. Однако установленный имплантат может стать причиной поздней диагностики рецидивировавшей опухоли, так как он мешает полноценной пальпации молочной железы. Импланты, установленные под кожу или железистую ткань, в меньшей степени препятствуют выявлению опухоли, чем те, что установлены под грудную мышцу. Для своевременного обнаружения рецидива женщина должна регулярно проходить УЗИ и маммографию.

Записаться на прием онколога в «СМ‑Клиника» вы можете круглосуточно, позвонив по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 435 55 55 или заполнив форму обратной связи

В нашем центре 9 врачей проводят консультации

Что мы лечим?

Что мы лечим? При подозрении на опухолевое заболевание или при наличии подтверждающих диагноз исследований вы можете обратиться к профильному онкологу нашего центра. Врачи специализируются на онкозаболеваниях мужской и женской репродуктивных систем, мочевыделительной и пищеварительной систем, болезнях крови и кожных покровов.

* – обязательные поля