Диагностика рака желудка

Рак желудка — злокачественная опухоль, растущая из клеток слизистой оболочки органа. Занимает третье место в структуре всех онкологических заболеваний. Долгое время рак желудка протекает бессимптомно, что приводит к позднему выявлению болезни, ухудшению прогноза.

02_statistic Рак желудка — злокачественная опухоль, растущая из клеток слизистой оболочки органа. Занимает третье место в структуре всех онкологических заболеваний. Раком желудка болеют люди в возрасте 40-70 лет, мужчины заболевают почти в два раза чаще, чем женщины. К факторам риска развития рака относят активную хеликобактерную инфекцию, возраст старше 40 лет, некоторые национальные особенности питания, воспалительные болезни желудка.

Опухоль отличается быстрым ростом, поражением соседних органов и распространением метастазов по всему организму. Долгое время рак желудка протекает бессимптомно, что приводит к позднему выявлению болезни, ухудшению прогноза. Регулярное прохождение медицинских осмотров, плановая диагностика позволяют своевременно выявить болезнь, а значит, повысить эффективность лечения и шансы на выживаемость. «СМ-Клиника» в Санкт-Петербурге приглашает вас пройти комплексную раннюю диагностику рака желудка.

Показания к обследованию на рак желудка

Регулярная диагностика онкологии желудка показана прежде всего людям, которые входят в группу риска по развитию злокачественной опухоли. Принадлежность к группе риска определяется по наличию у человека предраковых заболеваний желудка — тех состояний, которые в большинстве случаев перерождаются в рак. К ним относят:

• активную хеликобактерную инфекцию;
  • хронический атрофический гастрит;
  • язвенную болезнь желудка с формированием каллезной язвы, которая всегда открыта, имеет четкие границы;
  • полипы слизистой желудка.

При таких заболеваниях обследование желудка следует проводить ежегодно.

Изначально здоровым людям следует сдать анализы на рак желудка при появлении следующих симптомов:

• немотивированная нарастающая утомляемость, слабость;
  • бледность кожи;
  • изменение вкусовых предпочтений, ухудшение аппетита;
  • потеря массы тела;
  • постоянные боли в области пупка, левом подреберье;
  • быстрое чувство насыщения при съедании малого объема пищи.

Большинство этих симптомов указывают уже на крупную опухоль, проросшую по меньшей мере кровеносные сосуды. На ранних стадиях, когда лечение наиболее эффективно, рак желудка ведет себя скрытно и не дает симптомов. Поэтому даже здоровым людям старше 40 лет рекомендовано раз в два года делать диагностическую фиброгастроскопию.

Прием врача-онколога

Методы диагностики рака желудка

Диагностика рака желудка включает лабораторные и инструментальные методы исследования. Первичная диагностика направлена на обнаружение злокачественного процесса в организме и расположение опухоли. Уточняющая диагностика определяет тип рака и его распространенность.

Лабораторная диагностика рака желудка

Исследование крови показано всем пациентам с подозрением на онкологическое заболевание:

• общий анализ крови покажет анемию, резкое увеличение СОЭ;
  • биохимический анализ крови на ранних стадиях не информативен, при распространении опухоли на печень покажет увеличение трансаминаз АЛТ и АСТ;
  • коагулограмма определяет нарушения свертываемости крови, которые также возникают уже на поздних стадиях болезни;
  • анализ крови на онкомаркеры РЭА, СА 19-9, СА 72-4.

К лабораторным методам также относят исследование кала на скрытую кровь, кислотности желудочного сока. При некоторых формах рака кислотность сока повышается. Скрытая кровь в кале появляется, когда опухоль прорастает кровеносные сосуды.

В целом лабораторная диагностика рака желудка лишь косвенно указывает на диагноз, поскольку выявляет только результаты влияния опухоли на организм.

Лучевые методы диагностики рака желудка

Лучевая диагностика рака желудка информативна при инфильтративном росте опухоли, когда она растет внутри стенки органа. К методам лучевой диагностики относят рентгенографию, компьютерную и магнитно-резонансную томографию.

Рентгенографию желудка делают в прямой и косой проекциях, пациент при этом стоит и лежит. В качестве контраста человеку дают выпить раствор сульфата бария. Вещество обволакивает слизистую, и на снимке видны участки с дефектами. Рентгенография определяет:

• форму и тип роста опухоли;
  • размер;
  • степень уменьшения просвета желудка;
  • подвижность желудка.

Методом компьютерной или магнитно-резонансной томографии исследуют брюшную и грудную полости, забрюшинное пространство с целью выявления метастазов в другие органы.

Ультразвуковая диагностика

Ультразвуковое исследование показывает метастазирование опухоли в лимфатические узлы, другие органы. С помощью УЗИ исследуют органы брюшной полости, почки и надпочечники, шейно-надключичную зону.

Эндоскопическая диагностика онкологии желудка

Основной метод диагностики рака желудка на ранней стадии — фиброгастроскопия. С помощью эндоскопа врач осматривает все желудочные стенки, входные и выходные сфинктеры. Многократное увеличение позволяет обнаружить патологические изменения размером 1-2 мм. В ходе процедуры врач сразу берет кусочки слизистой оболочки из участков, подозрительных в плане онкологии. Затем эти кусочки исследуют в лаборатории, точно определяя наличие атипичных раковых клеток.

Эндоскопия желудка

Гистологическое исследование

Микроскопическое исследование образцов ткани, полученных при фиброгастроскопии. Врач-гистолог готовит срез кусочка ткани, фиксирует его на предметном стекле, а затем изучает под микроскопом. Гистология определяет:

• степень дифференцировки опухолевых клеток;
  • вид атипичных клеток;
  • глубину прорастания новообразования в стенку желудка.

Лапароскопическая диагностика

Единственный инвазивный метод диагностики рака желудка. В ходе лапароскопии хирург раскрывает брюшную полость, что дает следующую информацию:

• степень поражения желудка;
  • распространение опухоли по брюшине;
  • наличие метастазов в других органах, лимфоузлах;
  • асцит.

Лапароскопия с точностью подтверждает или исключает диагноз рака желудка, дает информацию о распространенности злокачественного процесса.

Лапароскопическая операция

Если у вас на руках есть свежие анализы и результаты диагностики из другого медицинского учреждения - приходите в "СМ‑Клиника" и получите мнение нескольких врачей. Заполните форму обратной связи, мы свяжемся с вами и проконсультируем по услуге.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.

Как ставится диагноз «Рак желудка»

На начальном этапе врач проводит дифференциальную диагностику рака желудка. Отличать злокачественную опухоль нужно от:

• полипов слизистой;
  • язвы;
  • лимфомы.

Диагноз рака желудка ставят в два этапа. Сначала проходит диагностика опухоли желудка, то есть определение ее расположения, вида, особенностей роста. Для этого применяют:

• фиброгастроскопию;
  • рентгенографию;
  • гистологическое исследование.

Второй этап диагностики — определение стадии рака, то есть распространенности опухоли и наличия метастазов. Для этого используют:

• ультразвуковое исследование;
  • компьютерную томографию;
  • диагностическую лапароскопию.

Своевременная диагностика и раннее начало лечения улучшают прогноз при раке желудка. При подозрении на онкопатологию обращайтесь в «СМ-Клиника» в Санкт-Петербурге. Современные методы диагностики рака желудка, качественное оборудование и большой опыт наших специалистов позволяют вовремя обнаружить болезнь и разработать наиболее эффективный план лечения.

4.33 из 5. Голосов: 3
Спасибо за вашу оценку.
Информация проверена экспертом
Михайлов Алексей Геннадьевич
Михайлов Алексей Геннадьевич оперирующий онколог, врач высшей квалификационной категории, к.м.н. стаж: 23 года
Дата создания материала: 17-01-2023
Дата обновления: 25-04-2024
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

> Показать всех

Записаться на прием онколога в «СМ‑Клиника» вы можете круглосуточно, позвонив по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 435 55 55 или заполнив форму обратной связи

В нашем центре 10 врачей проводят консультации
Оцените качество страницы