Плоскоклеточный рак желудка

Рак желудка — злокачественная опухоль, происходящая из эпителиальных клеток слизистой желудка. Заболевание довольно распространенное, в структуре всей онкопатологии занимает четвертое место. Плоскоклеточная форма рака желудка встречается крайне редко, менее чем в 1% случаев. Из-за такой редкости клинических данных по течению и прогнозу плоскоклеточного рака слишком мало, чтобы создать достоверную статистику. Обычно в онкологии этот вариант рака желудка относят к неблагоприятным, с неутешительным прогнозом.

01_definition Слизистая оболочка желудка состоит преимущественно из железистых клеток, которые вырабатывают соляную кислоту и пищеварительные гормоны. Плоский эпителий в норме отсутствует в слизистой желудка, он покрывает кожу и слизистые половых органов, части кишечника. Поэтому плоскоклеточный рак желудка — это обычно казуистические случаи, причина их появления неизвестна.

Существуют лишь теории возникновения плоскоклеточной карциномы в желудке. Большинство из описанных в онкологической практике случаев — метастатический рак, который изначально развивался в других органах, содержащих плоский эпителий. Очень редко встречается первичный плоскоклеточный рак, причиной его возникновения считают кишечную метаплазию желудка. Это такое состояние, когда слизистая желудка на некоторых участках превращается в слизистую кишечника с плоским эпителием. Из этих очагов впоследствии и формируется рак.

Факторы риска развития плоскоклеточного рака, как и его причины, не установлены. Предполагают, что провоцирующими факторами могут быть те же условия, что и для остальных онкологических заболеваний желудка. Чаще всего это возраст пациента, неправильное питание, злоупотребление алкоголем, наличие атрофического гастрита и язвы желудка.

Другие гистологические типы рака желудка

Гистологическая классификация рака желудка включает следующие варианты:

• аденокарцинома, или железистый рак — наиболее частый вариант, развивается из железистого эпителия;
  • слизистый, или коллоидный — встречается в 10% случаев, его клетки вырабатывают густую слизь;
  • солидный — довольно редкий вариант, опухоль очень твердая, сдавливает и разрушает стенку желудка, окружающие органы;
  • фиброзный, или скирр — прорастает стенку желудка, как бы расползаясь по ней;
  • мелкоклеточный рак — крайне редкая форма с высокой степень злокачественности.

Клиническая картина плоскоклеточного рака желудка

02_statistic По имеющимся данным, клиническая картина плоскоклеточного рака не отличается от железистого и других типов опухолей желудка. Характерно длительное бессимптомное течение, что негативно сказывается на прогнозе для жизни и выздоровления. Первые появляющиеся симптомы болезни довольно неспецифичны:

• тяжесть и дискомфорт в желудке;
  • изжога;
  • чувство тошноты;
  • снижение аппетита.

Такие признаки характерны для гастрита, желчекаменной болезни и других патологий ЖКТ. Человек не всегда обращается к врачу с такими симптомами, многие занимаются самолечением или не обращают внимание на дискомфорт. Это становится причиной поздней диагностики рака, когда требуется травматичное хирургическое лечение или шансов помочь пациенту уже нет.

На клинически выраженной стадии заболевания появляются симптомы, которые уже позволяют с большей долей вероятности заподозрить злокачественный процесс:

• боли в желудке;
  • полное отсутствие аппетита и потеря веса;
  • сильная слабость;
  • повторяющаяся рвота с кровью.

Обращаться к врачу нужно, если тяжесть и дискомфорт в желудке, потеря аппетита возникают без видимых причин, не проходят за короткое время, а только нарастают. Особое внимание таким симптомам должны уделять люди с отягощенным по раку желудка семейным анамнезом.

Рекомендуем не откладывать визит к врачу.
Свяжитесь с нами!
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.

Диагностика

06_diagnostic Клинический опрос и осмотр позволяют лишь заподозрить онкологическое заболевание. Врач собирает семейный анамнез, спрашивает пациента о наличии хронических заболеваний желудка, пищевода и кишечника. При осмотре на мысль о злокачественной опухоли могут натолкнуть чрезмерная худоба, бледность и желтушность кожи. Однако на ранней стадии болезни внешний вид человека не меняется.

Лабораторная диагностика позволяет оценить общее состояние больного, выявить осложнения:

• общеклинические анализы крови и мочи;
  • исследование свертываемости крови;
  • определение онкомаркеров;
  • анализы на хеликобактерную и другие инфекции.

Для уточнения размера и распространения опухоли применяют инструментальные методы обследования:

• эзофагогастроскопия;
  • эндоскопическое ультразвуковое исследование;
  • рентгенография пищевода и желудка с контрастом;
  • УЗИ внутренних органов.

Диагностика

Методы лечения плоскоклеточного рака желудка

07_treatment Лечение рака желудка проводят на всех стадиях болезни, но наиболее эффективно оно на 1-2 стадии, когда опухоль еще не дала метастазы. Радикальный метод лечения — операция по удалению опухоли. Объем хирургического вмешательства и способ операции зависят от размера первичного очага и наличия метастазов:

• эндоскопическое удаление опухоли возможно только на ранней стадии;
  • удаление части желудка;
  • удаление всего желудка.

При удалении части или всего желудка рекомендовано удалять регионарные лимфатические узлы. При наличии противопоказаний к операции, неоперабельной опухоли, метастазах в отдаленные органы делают паллиативные вмешательства для обеспечения самостоятельного питания пациента.

Консервативное лечение показано в послеоперационном периоде, а также неоперабельным пациентам. Применяют химиотерапию, лучевую и таргетную терапию.

Если у вас на руках есть свежие анализы и результаты диагностики из другого медицинского учреждения - приходите в "СМ‑Клиника" и получите мнение нескольких врачей. Заполните форму обратной связи, мы свяжемся с вами и проконсультируем по услуге.

Прогноз и профилактика

08_forecast Прогноз плоскоклеточного неороговевающего рака неопределенный, в связи с недостатком клинических наблюдений. Однако течение и исходы уже описанных в онкологической практике случаев позволяют предположить, что прогноз неблагоприятный. Ухудшают прогноз поздняя обращаемость к врачу, несвоевременное выявление опухоли, злоупотребление алкоголем, другие хронические заболевания ЖКТ.

Профилактика развития рака желудка заключается в соблюдении здорового образа жизни, отказе от употребления алкоголя и соблюдении правильного питания. Людям из групп риска, страдающим атрофическим гастритом и язвой, имеющим отягощенный наследственный анамнез, следует ежегодно делать профилактическую гастроскопию.

Классификация патологии

Информация проверена экспертом
Михайлов Алексей Геннадьевич
Михайлов Алексей Геннадьевич оперирующий онколог, врач высшей квалификационной категории, к.м.н. стаж: 23 года
Дата создания материала: 11-04-2024
Дата обновления: 02-05-2024
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Оцените качество страницы
Мы стараемся сделать сайт удобным для каждого
star star star star star

Прием (осмотр, консультация) врача-онколога первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный 2 100