Трансректальная мультифокальная биопсия предстательной железы

Мультифокальную биопсию предстательной железы назначают для получения нескольких образцов тканей из разных участков простаты. Затем эти образцы используют для гистологического исследования, чтобы диагностировать или исключить рак. В случае злокачественной опухоли ткани помогают определить, насколько она агрессивная.

Врачи «СМ-Клиника» в Санкт-Петербурге выполнят эту процедуру быстро, с минимальным дискомфортом и низким риском осложнений.

Когда назначают процедуру

Трансректальную мультифокальную биопсию предстательной железы назначают при высоком риске рака. Эту вероятность оценивают во время скрининга: определяют уровень ПСА (простатического специфического антигена — белка, который продуцирует ткань предстательной железы), а затем при необходимости используют дополнительные методы уточнения риска.

Обычно биопсию делают всем мужчинам при уровне ПСА более 10 нг/мл. При такой концентрации онкомаркера рак обнаруживают у каждого второго. При уровне ниже 2 нг/мл вероятность онкологии очень низкая.

Если уровень ПСА находится в пределах 2–10 нг/мл, возможно использование дополнительных критериев для оценки риска рака и определения показаний к биопсии: возраст человека, плотность ПСА, плотность переходных зон (требуется трансректальное УЗИ), определение различных фракций ПСА (свободный, общий, их соотношение), темпы прироста и время удвоения ПСА при динамическом наблюдении.

Для принятия решения о повторной биопсии, если риск рака высокий, а результаты гистологического исследования отрицательные, врач может назначить анализ мочи на PCA3 (антиген рака простаты). Положительный анализ — повод для повторной процедуры.

Основные цели мультифокальной биопсии простаты — подтверждение или исключение рака, а также определение степени злокачественности опухоли (балл по Глисону), так как она влияет на тактику лечения.

Преимущества метода

Обычно преимущества можно выделить в случаях, когда сравнивают взаимозаменяемые методики, и врачи выбирают одну из них. Но в случае с мультифокальной биопсией такое сравнение неактуальное, ведь альтернативы этой процедуре нет.

Это обязательный метод подтверждения или исключения диагноза рака предстательной железы у пациентов с высоким риском этого заболевания по итогам неинвазивной диагностики.

Особенности процедуры:

• минимальная инвазия;
  • достоверные результаты;
  • низкий риск осложнений.

Биопсия — основной и единственный метод подтверждения диагноза рака простаты у неоперированных пациентов.

Ход процедуры

Всем пациентам перед процедурой проводят трансректальное УЗИ, чтобы определить зоны, где с высокой вероятностью могут находиться «островки» злокачественной опухоли. Саму процедуру выполняют под контролем ультразвука под местной анестезией через прямую кишку.

Подготовка включает:

• очистительную клизму
  • обработку прямой кишки антисептиком
  • однократный прием антибактериального препарата

Варианты анестезии:

• локальное введение местного анестетика в прямую кишку;
  • перипростатическая блокада — инъекционное введение анестетиков, чтобы заблокировать проведение импульсов по нервам.

Для взятия биоматериала врач использует специальный пистолет, который вводит иглу очень быстро, поэтому сильной боли ожидать не стоит. Процедуру проводят трансректально: иглу вводят в простату через прямую кишку. В стандартных случаях берут 12 образцов длиной 1,5–2 см.

Возможные индивидуальные особенности проведения биопсии:

• При малом объеме простаты (до 40 мл) возможно получение 8 образцов.
  • Пациентам с отрицательными результатами биопсии повторную процедуру могут выполнить с получением более 20 столбиков ткани.
  • При высоком риске инфекционных осложнений проводят не трансректальную, а трансперитонеальную биопсию (через промежность).
  • У пациентов с признаками инвазии (распространения) опухоли в семенные пузырьки выполняют также биопсию этих органов.

При взятии большого количества образцов из простаты крупного размера у 10% мужчин развивается острая задержка мочи из-за отечности органа, что требует катетеризации мочевого пузыря.

По результатам определяют:

• наличие или отсутствие онкологии
  • в каком количестве биоптатов (столбиков ткани) есть рак
  • длину опухоли в биопсийных столбиках
  • процент раковой ткани относительно здоровой в столбиках
  • есть ли периневральная инвазия опухоли (ее прикрепление к нерву).

В ходе исследования определяют степень злокачественности опухоли. Выбирают наиболее часто встречающийся в образцах вариант, а также берут второй по частоте. Каждый оценивают в баллах от 1 до 5, а затем суммируют их, получая значение от 2 до 10. Также в последние годы используют более точную классификацию ISUP, которая делит пациентов на 5 групп. В ней 7 баллов по Глисону дополнительно делят на более благоприятный вариант — 3+4 (чаще встречаются менее злокачественные варианты опухоли) и менее благоприятный — 4+3 (соответствуют второй и третьей группе по классификации ISUP).

Какие дополнительные исследования могут назначить

Если констатировали рак простаты, нужно определить стадию заболевания. Лучшим вариантом оценки местного распространения опухоли считается МРТ, в то время как при подозрении на отдаленное метастазирование врачи используют рентгенографию, УЗИ, КТ, МРТ различных частей тела, а иногда также сцинтиграфию костей и ПЭТ.

Чтобы записаться на мультифокальную биопсию предстательной железы, УЗИ, МРТ и другие исследования, оставляйте заявку на сайте или звоните администратору клиники в любое удобное время.

Записаться на прием онколога в «СМ‑Клиника» вы можете круглосуточно, позвонив по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 435 55 55 или заполнив форму обратной связи

В нашем центре 8 врачей проводят консультации

Что мы лечим?

Что мы лечим? При подозрении на опухолевое заболевание или при наличии подтверждающих диагноз исследований вы можете обратиться к профильному онкологу нашего центра. Врачи специализируются на онкозаболеваниях мужской и женской репродуктивных систем, мочевыделительной и пищеварительной систем, болезнях крови и кожных покровов.

* – обязательные поля