Лечение побочных эффектов химиотерапии

Химиотерапия — это важный компонент лечения онкологических заболеваний. Для воздействия на злокачественную опухоль врачи применяют особые лекарства, которые способны замедлять или прекращать деление раковых клеток. Препараты для химиотерапии относятся к разным фармакологическим группам и обладают различными механизмами действия. Эффективность медикаментозной терапии рака достаточно высока, ее применяют на любых стадиях болезни, как самостоятельный метод, так и в комбинации с другими процедурами.

Однако для химиотерапии используют высокотоксичные препараты, которые не обладают абсолютной избирательностью в отношении раковых клеток. Уничтожая опухоль, эти лекарства одновременно повреждают здоровые ткани и оказывают общее негативное влияние на весь организм пациента. Эти свойства химиопрепаратов называют побочными эффектами, и они развиваются у подавляющего большинства пациентов в той или иной степени выраженности.

На вероятность возникновения побочных эффектов большое влияние оказывает качество используемых препаратов и их комбинации — то есть протоколы лечения. Онкологи-химиотерапевты нашей клиники используют современные протоколы, принятые всемирной онкологической ассоциацией. Такие подходы к лечению позволяют снизить риск побочных эффектов за счет уменьшения общей токсичности лекарственных комбинаций.

Какие побочные эффекты может устранить курс лечения

По данным медицинской статистики, у каждого пациента, проходящего курс медикаментозной терапии рака, возникает хотя бы одно осложнение. Нередко встречаются и комбинации побочных эффектов, которые могут достигать значительной выраженности, а в ряде случаев даже представляют угрозу для жизни человека. Различные осложнения химиотерапии ухудшают ее переносимость пациентов, что снижает приверженность человека к лечению. Некоторые больные настолько тяжело переносят терапию, что прерывают прием препаратов и отказываются возобновлять его.

Уменьшить выраженность побочных явлений и тем самым улучшить переносимость химиотерапии позволяет программа восстановления организма, которую онколог может назначить во время лечения или после него. Реабилитационный курс позволяет ослабить или устранить такие токсические последствия, как:

• тошнота и рвота;
  • потеря аппетита, снижение массы тела;
  • головокружение;
  • немотивированная слабость и сонливость;
  • нарушение стула в виде диареи или запора;
  • бессонница;
  • снижение настроения;
  • ухудшение памяти и внимания;
  • мышечная и суставная боль;
  • онемение конечностей;
  • выпадение волос;
  • язвы на слизистой оболочке полости рта;
  • снижение либидо;
  • нарушение менструального цикла у женщин;
  • ухудшение потенции у мужчин.

При появлении указанных симптомов следует обратиться в клинику на консультацию. Врач осмотрит пациента и назначит обследование, которое поможет уточнить, связаны ли эти проявления с химиотерапией или же они представляют собой обострение других хронических заболеваний.

Программа реабилитации для пациентов

Учитывая, что побочные эффекты химиотерапии чаще возникают все-таки не поодиночке, пациенту требуется комплексный курс реабилитации во время и после лечения. В состав программы, которую проводят врачи нашей клиники, входят следующие методики:

• диетотерапия;
  • психологическая поддержка;
  • коррекция физической активности;
  • физиопроцедуры;
  • восстановление функции внутренних органов с помощью лекарственных препаратов;
  • коррекция токсического действия химиопрепаратов.

Для онкологических больных крайне важно полноценное и сбалансированное питание. Как сама раковая опухоль, так и принимаемые химиопрепараты прежде всего приводят к потере белка. Поэтому в рационе онкобольных всегда должны присутствовать высокобелковые продукты (мясо, рыба, творог, сыр). Принимать пищу нужно понемногу, но часто (5-6 раз в день), это поможет избежать выраженной тошноты.

Психологическая поддержка играет немаловажную роль в реабилитации, поскольку постоянное плохое самочувствие на фоне противоопухолевой терапии вызывает у многих пациентов депрессию. Психологи нашей клиники используют различные способы коррекции состояния пациентов, проводят тренинги, индивидуальные и групповые занятия.

Физическая активность необходима всем онкобольным, поскольку она улучшает настроение и способствует насыщению организма кислородом. Естественно, что уровень нагрузки должен адекватно соответствовать состоянию пациента. Оптимальными считаются ежедневные прогулки на свежем воздухе, гимнастика.

Физиопроцедуры для онкобольных разрешены лишь с большой осторожностью, и не при всех видах рака. Допускается проводить лимфодренажный массаж и гидротерапию для уменьшения отеков.

Медикаментозная коррекция последствий химиотерапии. Важное место в программе реабилитации занимают коррекция побочных эффектов лекарств и восстановление нарушенных функций организма. Чаще всего онкологи используют для этого различные медикаменты, но также применяют и лечебные диеты, физические упражнения.

Препараты для восстановления физиологических функций

В процессе противоопухолевой терапии неизбежно страдают физиологические функции организма. Это связано с механизмом действия лекарств — они уничтожают активно делящиеся клетки. Таким свойством обладают не только раковые клетки, но и многие здоровые (кровяные, костные, кожные, печеночные). Токсическое действие химиопрепаратов приводит к гибели здоровых тканей и нарушению функции ряда органов.

Наладить физиологическую работу организма позволяет применение лекарственных препаратов. Для лечения побочных эффектов противоопухолевой терапии онкологи используют разные фармакологические группы в зависимости от типа развившихся осложнений.

• Анемия. Снижение количества эритроцитов и тромбоцитов приводят к появлению у человека слабости, апатии. Препараты железа в отношении такой анемии малоэффективны, поскольку проблема заключается в нарушении работы костного мозга. Онкологи используют различные стимуляторы роста эритроцитов (эритропоэтин).
  • Лейкопения. Снижение уровня белых кровяных клеток приводит к ослаблению иммунитета, в результате чего человек подвержен различным инфекциям. Для коррекции этого состояния применяют стимуляторы роста лейкоцитов (лейкостим).
  • Тромбоцитопения. Снижение уровня красных кровяных клеток повышает риск спонтанных кровотечений. Для восстановления их количества онколог может назначить переливание тромбоцитарной массы.
  • Головные боли. Один из самых частых побочных эффектов противоопухолевой терапии, для его коррекции врач назначает анальгетики.
  • Тошнота и рвота. Возникают из-за повреждения клеток, а также из-за общетоксического действия лекарств. Уменьшить выраженность этих симптомов при химиотерапии помогают препараты для восстановления печени, обильное питье и дробное питание.
  • Язвы на слизистой оболочке полости рта (стоматит и мукозит). Образуются из-за раздражающего действия некоторых лекарств. Для заживления язв доктор назначает полоскание антисептиками и растительными отварами, обработку специальными гелями.
  • Запор. Может быть связан с замедлением перистальтики кишечника, недостаточной выработкой пищеварительных ферментов. Для коррекции можно использовать слабительные средства.
  • Диарея. Возникает чаще, чем запор и связана с повреждением слизистой оболочки кишечника. Медикаментов для ее коррекции нет, рекомендуется регуляция режима питания.
  • Боли, онемение рук и ног (полинейропатия). Вызваны повреждением нервных волокон. Для коррекции врач может назначить витамины группы В.

Возможности «СМ-Клиника»

Врачи отделения онкологии медицинского центра «СМ-Клиника» в Санкт-Петербурге не только проводят химиотерапию при разных видах рака, но помогают пациентам бороться с побочными эффектами противоопухолевой терапии. В клинике работают специалисты с высокой квалификацией, которые создали программу реабилитации для пациентов, получающих противоопухолевую терапию токсичными препаратами. Курс лечения позволяет уменьшить выраженность последствий химиотерапии, а в ряде случаев и полностью устранить их. Благодаря этому наши пациенты хорошо переносят курсы противоопухолевой терапии и не прерывают их из-за осложнений.

Что мы лечим?

Что мы лечим? При подозрении на опухолевое заболевание или при наличии подтверждающих диагноз исследований вы можете обратиться к профильному онкологу нашего центра. Врачи специализируются на онкозаболеваниях мужской и женской репродуктивных систем, мочевыделительной и пищеварительной систем, болезнях крови и кожных покровов.

* – обязательные поля