Биопсия кожных покровов

Проведение биопсии кожи – это малоинвазивный метод диагностики, при котором подозрительный участок эпидермиса обрабатывается, часть тканей забирается для подробного изучения структуры клеток под микроскопом в лаборатории. Это необходимо не только для подтверждения диагноза меланомы или других, не меланомных разновидностей рака, но и для диагностики различных воспалительных, сосудистых, иммунных и иных патологий.

Выбор конкретного метода биопсии зависит от ее целей, расположения образования на коже и дополнительных факторов.

Взятие биопсии кожи возможно практически на любом участке тела, особенной подготовки процедура не требует, но дает много ценной диагностической информации. Данные, полученные при гистологическом и иммунохимическом анализе клеток эпидермиса, помогают повысить эффективность консервативной терапии, определить тактику хирургического вмешательства, оценить эффект от проводимых мероприятий, своевременно выявить опасные патологии.

Биопсию могут назначить дерматологи, хирурги и трихологи, если возникают трудности в диагностике аллергии, псориаза, грибковых поражений, сосудистых аномалий, патологий соединительной ткани, аутоиммунных процессов.

Показания

Обычно биопсия кожи с гистологическим исследованием проводится только с диагностическими целями, для выявления определенной патологии или подтверждения ранее выставленного диагноза. Но иногда, если во время процедуры были выявлены патологически измененные участки кожи, возможно полное удаление пораженного очага с последующим выполнением постоперационной биопсии кожных покровов и подлежащих тканей. Основными показаниями для проведения процедуры можно считать:

• различные инфекционные патологии кожи;
  • появление воспалительного процесса, имеющего неясную причину;
  • подозрение на новообразования;
  • аутоиммунные поражения кожи;
  • системные поражения соединительной ткани (например, при красной волчанке либо склеродермии)
  • атипичное течение псориаза;
  • кожная форма туберкулезной инфекции;
  • лимфомы;
  • подтверждение амилоидоза;
  • глубокие микозы;
  • болезнь Дарье.

Кроме того, показанием к биопсии кожи головы может стать алопеция неясного генеза. Также проводят процедуру для контроля терапии и коррекции плана лечения.

Противопоказания

Ограничений и противопоказаний к тому, чтобы сдать биопсию кожи, относительно мало. К ним можно отнести:

• серьезные нарушения в свертывающей системе крови;
  • острые воспалительные процессы в области предполагаемой биопсии;
  • гнойничковые процессы на коже;
  • острые инфекции (до полного выздоровления);
  • аллергия на анестетики.

Врач может определить дополнительные временные противопоказания к процедуре.

Методы забора биоматериала

Есть несколько вариантов забора материала на исследование, в зависимости от того, где и каким образом удаляется образец тканей. Среди самых основных методик можно выделить три типа.

Эксцизионная: при этом виде образование на коже удаляют полностью, на всю глубину эпидермиса и дермы, используя традиционный скальпель. При процедуре также удаляется небольшая зона здоровых тканей (около 5 мм), и завершается процедура наложением швов. Обычно так проводится биопсия родинки, если возникли подозрения в отношении ее злокачественности и перерождения в меланому. Если образование расположено в области труднодоступных зон или имеет большие размеры, врач может провести частичную инцизионную биопсию (удаление части тканей).

Панч биопсия кожи проводится при помощи специальной хирургической бритвы (в форме трубочки с очень острыми краями), которая срезает лишь тонкий столбик кожных покровов. Подобный вид пункции кожи показан для подошвы, ладоней, лица или других зон, если образование имеет небольшие размеры.

Shave-биопсия проводится при помощи бритвы с лазерным коагулятором, останавливающим кровь. Материал можно забирать на глубину до 4 мм, полностью удаляя патологию без наложения швов.

В некоторых случаях проводится особый вид исследования – это биопсия гемангиомы при ее локализации в области кожи и проблемах с диагностикой.

Подготовка

Особенной подготовки перед биопсией кожи с последующим проведением ее гистологического исследования не требуется. Есть только ряд условий, которые стоит соблюдать перед процедурой, чтобы максимально повысить достоверность исследования. Перед проведением самой манипуляции необходима консультация врача – это может быть хирург или дерматолог, который выяснит те препараты, которые принимает пациент, исключит их влияние на результаты или отменит их на время, определит отсутствие возможных противопоказаний к процедуре.

Важно отказаться от приема антикогагулянтов и средств, разжижающих кровь, чтобы не было кровотечения во время и после забора тканей. Также нужна отмена приема гормональных препаратов и противовоспалительных средств, иначе результаты гистологии могут быть искаженными и смазанными. Также необходимо определить, нет ли аллергии на какие-либо из анестетиков или любые другие препараты.

Также перед выполнением процедуры врач подробно объяснит, какова основная цель биопсии и что будет происходить, предупредит о возможных осложнениях и возьмет письменное согласие на манипуляцию. В определенный день и назначенное время процедуру выполняют в процедурном кабинете или операционной.

Как проводится процедура

В зависимости от локализации пораженной области врач выбирает определенный метод биопсии кожи. Предварительно проводится обработка поверхности анестетиками и местная анестезия. После того, как обезболивание подействовало, проводится сам забор тканей одним из выбранных методов. После того, как материал был забран, проводится обработка дезинфицирующими растворами, накладываются швы или стерильная повязка. Снимают швы на 5-7 день или по указанию врача.

После биопсии

Если швы после забора материала не накладывались, образовавшаяся ранка заживает самостоятельно, но нужно обрабатывать ее антисептическими растворами для предотвращения инфекции. Первые дни рану закрывают стерильными салфетками, исключается ванна, посещение сауны или солярия, пляжа.

Если были швы, рану нужно обрабатывать антисептическими растворами до удаления швов. Возможен прием душа, но от ванны стоит отказаться до заживления ранки.

Результаты исследования

Полученные ткани при биопсии сразу помещаются в специальный фиксирующий раствор. Препарат отправляют в лабораторию, где его изучат врач-патолог. Он определяет возможные отклонения в строении кожи, выдает свое заключение. В среднем, результаты будут готовы через 1-2 недели. На основании данного заключения лечащий врач ставит или корректирует диагноз и определяет лечебную тактику.

Биопсия кожи в Санкт-Петербурге

В нашей клинике СПб вы можете уточнить цену биопсии кожи и записаться на выполнение процедуры, консультацию врача и анализы в удобное для вас время. Опытные врачи проводят все виды биопсии, даже забот тканей сложных локализаций, и могут разработать план необходимых последующих лечебных мероприятий.

Информация проверена экспертом
Михайлов Алексей Геннадьевич
Михайлов Алексей Геннадьевич оперирующий онколог, врач высшей квалификационной категории, к.м.н. стаж: 23 года

> Показать всех

Записаться на прием онколога в «СМ‑Клиника» вы можете круглосуточно, позвонив по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 435 55 55 или заполнив форму обратной связи

В нашем центре 8 врачей проводят консультации

Популярные вопросы

Для чего проводят биопсию кожи?
Процедуру проводят для микроскопического изучения аномалий кожи. Биопсию чаще всего назначают при подозрении на рак и для дифференциальной диагностики. Процедура позволяет оценить клеточный состав кожи, определить природу опухоли и установить стадию онкологического заболевания.
Сколько по времени делают биопсию кожи?
Длительность самого исследования составляет 15-30 минут. Время зависит от сложности клинического случая. Врач обрабатывает кожу антисептиком, вводит местную анестезию и после этого приступает к биопсии. Специальная подготовка к процедуре не требуется.
Сколько заживает кожа после биопсии?
Полное заживление кожи в месте забора ткани наступает через 7-10 дней. В течение этого времени необходимо обрабатывать кожу антисептическим раствором, соблюдать правила гигиены и рекомендации врача. Если кожа долго не заживает, отекает или краснеет — запишитесь на консультацию.
Что нельзя делать после биопсии кожи?
После биопсии категорически запрещено трогать и растягивать кожу, снимать повязку в течение 2 дней. До момента полного заживления необходимо минимизировать время пребывания под прямыми солнечными лучами, отказаться от посещения бани, сауны и бассейна.

Биопсия кожи и слизистой I кат. сложности 2 050
Биопсия кожи и слизистой II кат. сложности 2 550
Биопсия кожи и слизистой III кат. сложности 3 550

Преимущества «СМ-Клиника»

Что мы лечим?

Что мы лечим? При подозрении на опухолевое заболевание или при наличии подтверждающих диагноз исследований вы можете обратиться к профильному онкологу нашего центра. Врачи специализируются на онкозаболеваниях мужской и женской репродуктивных систем, мочевыделительной и пищеварительной систем, болезнях крови и кожных покровов.

* – обязательные поля