Биопсия мягких тканей

Биопсия мягких тканей – забор небольшого участка ткани (биоптата) для проведения цитологического и гистологического исследования. Анализ биоптата позволяет подтвердить или опровергнуть наличие злокачественных опухолей, доброкачественных образований, других патологических процессов, выяснить их характеристики.

Показания

К мягким тканям организма относятся все анатомические образования, находящиеся между костями скелета и кожей: сухожилия, сосуды, нервы, мышцы, синовиальная, жировая и фиброзная ткань. Исключение составляют лимфоузлы. Показание для биопсии мягких тканей – подозрение на злокачественную опухоль в любой из перечисленных тканей, воспалительный процесс невыясненной этиологии.

Признаки, которые могут указывать на развитие опухоли:

• травмы в анамнезе (ушибы, растяжения);
  • плотные неподвижные образования под кожей;
  • болезненные ощущения, невралгии, признаки ишемии (бледность, изменение цвета, сухость, некроз) тканей вблизи предполагаемой опухоли;
  • язвы и некроз кожи над местом предполагаемого новообразования;
  • общие симптомы – потеря массы тела, увеличение регионарных лимфоузлов.

Биопсия мышечной ткани назначается для диагностики следующих заболеваний и состояний:

• узелковый периартериит;
  • миозит;
  • трихинеллез;
  • метаболическая миопатия;
  • мышечная дистрофия.

Противопоказания

Абсолютным противопоказанием к биопсии мягких тканей является пиодермия – гнойный воспалительный процесс в месте забора биоптата. Относительные противопоказания – нарушения свертываемости крови, тяжелое общее состояние пациента, острые инфекции. В этих случаях процедура проводится, если диагностическая польза от нее превышает риск.

Методы забора биоптата

Виды биопсии мягких тканей:

• эксцизионная;
  • инцизионная;
  • пункционная;
  • аспирационная;
  • core-биопсия.

BARD MAGNUM

Инструмент для толстоигольной биопсии Bard Magnum представляет собой многоразовую автоматическую биопсийную систему (пистолет). Предназначен для проведения диагностических исследований мягких тканей.

Преимущества:
  • не требует значительных физических усилий;
  • имеет две глубины проникновения – 15 мм и 22 мм;
  • большая точность введения;
  • отсутствие повреждения окружающих тканей;
  • минимальный риск возникновения осложнений;
  • высокую скорость введения иглы.

Эксцизионная

Лечебно-диагностическая процедура, во время которой на анализ при хирургическом удалении патологического очага забирается опухоль целиком, часть органа или весь пораженный орган. Показана при неглубоких образованиях небольших размеров, злокачественных опухолях, которые необходимо удалять полностью. Эксцизионный способ часто применяется после того, как исследование биоптата, полученного путем инцизионной биопсии, не дало точного результата.

Инцизионная

Исключительно диагностическая процедура. Для исследования иссекается часть опухоли или пораженного органа. Чаще проводится при доброкачественных образованиях больших размеров, так как нарушение целостности злокачественной опухоли может способствовать распространению ее клеток на окружающие ткани.

Пункционная

Забор биоматериала для диагностики проводится механическим образом – шприцом с присоединенной к нему тонкой или толстой иглой.

Аспирационная

Биоптат получают с помощью иглы и присоединенного к ней аспиратора – цилиндра, в котором с помощью вакуума создается отрицательное давление.

Core-биопсия (трепан-биопсия, режущая, сердцевидная)

Для забора материала используется автоматическая система, состоящая из полой иглы большого диаметра с косым срезом и биопсийного пистолета. Система обеспечивает возможность отобрать для исследования не единичные клетки, как это происходит при тонкоигольной или аспирационной биопсии, а пласты тканей.

Подготовка к процедуре

Специальной подготовки к биопсии мягких тканей не требуется. Пациенту нужно соблюсти общие требования: сообщить врачу о наличии аллергии на лекарственные препараты, принимаемых лекарствах. Прием некоторых средств (кроворазжижающие, нестероидные противовоспалительные) нужно прекратить за 7-10 дней до исследования, но только под контролем врача.

Перед проведением биопсии пациенту назначают стандартные анализы: общий анализ крови, мочи, крови на СПИД и сифилис. Необходим результат ФЛГ, по показаниям назначаются аппаратные исследования (УЗИ, ЭКГ).

Если манипуляция будет проходить под общей анестезией, следует воздержаться от еды в течение 8-10 часов перед процедурой, не пить – в течение 2-3 часов. Непосредственно перед биопсией нужно провести гигиеническую обработку кожи в месте забора биоматериала.

Как проводится биопсия мягких тканей

Эксцизионная и инцизионная биопсия в основном проводятся одновременно с операцией по удалению опухоли, органа или его части, поэтому они выполняются в операционных, со всей соответствующей подготовкой к хирургическому вмешательству.

Остальные виды биопсий могут выполняться в процедурных кабинетах, малых операционных. Как правило, они проводятся под местной анестезией, медикаментозным сном. Пациент располагается на кушетке, врач обрабатывает операционное поле и забирает биоматериал. Часто биопсия проходит под контролем УЗИ. После получения биоптата на место пункции или разреза при необходимости накладывают швы, закрывают его стерильной повязкой.

После биопсии

В зоне взятия биоматериала будет некоторое время ощущаться болезненность, может возникнуть незначительный отек, кровоточивость, гематома. Обычно эти симптомы проходят в течение 2-3 дней. Для их облегчения к месту процедуры можно приложить пакет со льдом, завернутый в чистую сухую ткань.

До полного заживления тканей следует исключить физические нагрузки, не рекомендуется посещать баню, сауну, бассейн, греть место забора биоптата.

При появлении сильной стреляющей или пульсирующей боли, выраженного отека, покраснения места биопсии, кровотечения, ухудшения общего состояния следует обратиться к врачу.

Результаты анализа

Материал, полученный в ходе биопсии, направляется на гистологическое и цитологическое исследование. Если это орган или опухоль целиком, или их части, из биоптата готовят специальные препараты для исследования. Биоматериал замораживают или заливают парафином, делают послойные срезы, которые помещают на предметные стекла, окрашивают или высушивают. Материал, из которого невозможно приготовить препарат для срезов (например, полученный при тонкоигольной или аспирационной биопсии), исследуют с помощью мазков на стеклах или других методов.

Гистологический анализ позволяет определить патологические отклонения в строении тканей, обнаружить воспалительные процессы, опухолевые очаги. При цитологическом исследовании обнаруживаются предраковые изменения клеток, атипичные клетки, характерные для злокачественных процессов, определяются их свойства, степень злокачественности.

Результат анализа не является диагнозом, проводить его расшифровку должен врач, направивший пациента на исследование.

Выполнить биопсию мягких тканей в Санкт-Петербурге можно в онкологическом центре «СМ-Клиника». Клиника располагает собственной лабораторий, поэтому результаты анализов будут готовы максимально быстро. Клиенты онкологического центра могут получить консультацию онколога и других специалистов по результатам исследования, продолжить лечение в стационаре центра или амбулаторно. Узнать стоимость анализа и записаться на диагностику можно на сайте клиники или по телефону.

Информация проверена экспертом
Михайлов Алексей Геннадьевич
Михайлов Алексей Геннадьевич оперирующий онколог, врач высшей квалификационной категории, к.м.н. стаж: 23 года

> Показать всех

Записаться на прием онколога в «СМ‑Клиника» вы можете круглосуточно, позвонив по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 435 55 55 или заполнив форму обратной связи

В нашем центре 8 врачей проводят консультации

Преимущества «СМ-Клиника»

Что мы лечим?

Что мы лечим? При подозрении на опухолевое заболевание или при наличии подтверждающих диагноз исследований вы можете обратиться к профильному онкологу нашего центра. Врачи специализируются на онкозаболеваниях мужской и женской репродуктивных систем, мочевыделительной и пищеварительной систем, болезнях крови и кожных покровов.

* – обязательные поля